8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

О ПОМОЩНИКАХ. ГРИШИНА Валентина Николаевна

 Из жизни и творчества прихожан    

Родилась 7 ноября 1946 года в поселке Спасский (Саитовский) Ичалковского района.

IMG_3889

После окончания школы, в 1962 году поступила в Ичалковское педучилище. В 1966 году получила диплом учителя начальных классов и распределение в среднюю школу села Лобаски, где преподавала математику. Была избрана в райком комсомола. Заочно училась на физико-математическом факультете Мордовского государственного пединститута (МГПИ). Затем трудилась заведующей детским садом Кемлянского совхоза и, с 1978 года, председателем профкома в Кемлянском совхозе-техникуме (с 1990 года – совхоз-колледж). С 2000 года на пенсии. Проживает в Кемле. Вдова, двое детей, внуки.

Поселка, в котором родилась Валентина Николаевна, уже не существует, там сейчас распаханные поля. Да и был он небольшим, всего домов десять, входил в состав Кемлянского совхоза. Удивительно другое: у него было два названия – Спасский и Саитовский. Почему Саитовский – понятно, туда для чего-то переселяли людей из села Саитовки Горьковской области (отец Валентины Николаевны оттуда родом был, а мама местная – с Гуляева). Но вот почему Спасский? Так обычно называли село, где когда-то был храм, освященный в честь Христа Спасителя или образа Спаса Нерукотворного. Но этот поселок был основан уже в советское время, и церкви там никогда не было.

Церкви не было, а престольный праздник был – Покров Пресвятой Богородицы – наверное, по старой «саитовской» памяти. Впрочем, в храм старались ходить не только в этот день, а на все большие праздники. Валентина Николаевна помнит, как они шли пешком за восемь километров в Ичалки, чтобы отстоять службу и причаститься. Отец был 1911 года рождения, мама на два года моложе. Сами с детства воспитанные в вере, это же они старались привить и дочери. Но школьное воспитание сделало свое дело: чем дальше – тем реже Валентина приходила в церковь. А потом была учеба в техникуме, комсомольская и общественная работа, которые заботу о спасении души оттеснили на самый дальний план. Да и нельзя было учителю в те годы в церковь ходить, за это могли и с работы уволить.

Уже выйдя на пенсию, мимо открывшегося в Кемле храма Валентина Николаевна проходила равнодушно. Она и сама не знает, что заставило ее впервые зайти туда. Словно в спину кто подтолкнул и ноги сами занесли. Видно то, что когда-то вложили в нее родители, не пропало бесследно. Вскоре она пришла в храм еще раз, потом еще и еще, пока не поняла, что без этого уже не может. Каждый день после работы – в храм. А дальше всё пошло как-то само собой: помогала чем могла, вместе с другими выносила мусор (один только подвал очищали около месяца, выгребая всякий хлам), убирала территорию, вскапывала землю под клумбы. Вроде и работа грязная, а делалось всё с радостью.

Однажды к ней подошел батюшка: «Задержитесь сегодня после службы». В тот день на приходском совете решали, кого поставить в церковную лавку. Опыт работы с деньгами у Валентины Николаевны кое-какой имелся: будучи председателем профкома, она и обязанности кассира исполняла. Так с тех пор и трудится на этом месте. О том, что это за работа, она рассказывает так:

«Нас в лавке сейчас пять человек, по полдня работаем, потом меняемся – мы так решили. И мытье полов на нас, протираем пыль, наводим порядок, за свечами следим, это тоже наша обязанность. Если в этот день служба будет, то приходим к семи утра, если службы нет – к половине восьмого. Приема-передачи товара у нас нет, мы друг другу доверяем, ничего не пересчитываем. Мы так решили – работаем на доверии. У нас, слава Богу, все люди надежные. Товар считаем, только когда принимаем тот, что батюшка провозит. Да у нас так и не бывает, чтобы много товара одновременно было. Свечей – одна-две тысячи, иконочек разных (в основном маленьких) несколько сотен, масла лампадного бутылочек пятьдесят, ну и по мелочи – крестики, фитильки для лампадок. Из книг чаще всего покупают Молитвословы. Если кому надо, мы по заказу Евангелия и Псалтири привозим. Из икон просят Матронушку, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Святителя Луку, Филарета Ичалковского.

Трудные дни – на праздники, на «родителей», когда народу много идет, и стоишь за окошком с утра до вечера – поминания записываешь. Вот от этого очень устаешь, ноги болят, возраст всё-таки. А так я тяжести не ощущаю. Это когда через силу на работу идешь – тогда тяжело, а когда идешь с хорошим настроением, то это не в тягость. Наоборот, всё время благодарю Господа за то, что он меня сюда привел.

Вот меня соседи иногда спрашивают: «И не лень тебе, Валя, вставать с утра пораньше, в церковь идти, полы там мыть, убираться, и всё за бесплатно?» Что им ответишь? Что это не ради выгоды, а для себя, для души, для Бога, это же наш храм. Поймут ли? «Ничего, – говорю, – мне не тяжело». А я без храма уже и не могу. Как-то болела три недели, не приходила, так показалось, что целый год прошел. Храм, он очищает мою душу. В жизни много чего нехорошего случается, а я зайду в храм, помолюсь и на душе становится спокойнее. Здесь благодать такая, что отсюда уходить не хочется. Здесь ведь у людей и взгляд уже другой, доброта в нем, любовь, и ты всё это ощущаешь. Так что, пока здоровье есть, если Бог даст, я здесь и дальше буду».

IMG_3905

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы отец Иоанн Просвирнин работу Валентины Николаевны очень ценит: «Вот такие как она и должны за стойкой стоять, именно такие. Люди же, когда в храм приходят, с кем сначала встречаются? С теми, кто в лавке стоит, кто им свечку продаст, кто обеденку запишет. А Валентина Николаевна – человек с добрым сердцем, с добрым взглядом, душевный, добрейший человек. Я знаю, что дома у нее обстановка непростая, тяжелый крест она несет. Она иногда придет не выспавшись, но никогда не позволит себе говорить с раздражением, грубо ответить что-то. Она изо всех сил старается этого не показать, и к людям относится, насколько это возможно, с добром, по-хорошему. Это долготерпеливый, безотказный и именно добрый человек. Я таких людей люблю, рядом с ними всегда легко и спокойно. Дай Бог, чтобы в каждом храме были люди, похожие на нее, чтобы, заходя туда, люди чувствовали себя окруженными заботой, добротой, вниманием, чтобы им снова захотелось прийти в храм. Это ведь очень важно, чтобы не «баба-яга» их встречала, как это бывает, а такой добрый человек. Нужно по-доброму подойти к каждому человеку, выслушать его, объяснить, если что-то непонятно. Господь ей дал вот это. Я дорожу ей, ценю ее заботу и помощь, дай Бог ей здоровья и подольше здесь потрудиться».