8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

Почему надо носить нательный крест

 Полезно знать    


Почему надо носить нательный крестНательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых..людей и в трудных обстоятельствах. Крест “всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов”, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись “Спаси и сохрани!”.

Как выбрать нательный крест себе и ребенку

Нательный крест — это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.

Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались — золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, — так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с католическим Распятием

Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.

В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя. Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа.

Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвозде (новшество конца XIII века) Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрываю главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа. Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические осноны христианской веры.

Как освятить нательный крест

Чтобы освятить нательный крест, нужно прийти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному работнику, который поможет передать крест священнику в алтарь. При желании, можно просить совершить освящение креста в Вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.

Что делать с найденным нательным крестом

Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, так как Господь каждому дает свое крестоношение — свой путь, свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить. Иногда спрашивают, можно ли дарить нательный крест. Безусловно, можно. Думается при этом, что если при вручении креста дорогому для вас человеку вы скажете, что ходили в церковь и уже освятили крест, ему будет вдвойне приятно. Сказанное в отношении к найденному кресту целиком можно отнести к любому “тельнику”, который вы по каким-либо причинам оказались не в состоянии носить.

О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА

Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. “Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его”. Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято.Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова “Спаси и сохрани ”.“Не носите крестик как на вешалке, — часто повторял Псково-Печерский старец Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!”.

МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА

Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:

“Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена)”.

Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа. Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. “Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему”. Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением. Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д. Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: “во имя Отца”, потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: “и Сына”, перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: “и Святого Духа”. Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом “аминь”. Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь”.) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. “Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то “не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему” (Пс. 90.10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен” {преподобный Ефрем Сирии).

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

О символике игральных карт

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавнстнпками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — “молчанием предастся Бог”! Так называемые “игральные карты”, имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесообщения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами. Все четыре картежные “масти” подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другим и равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя. И по невежеству многие люди, перекидываясь “в дурака”, позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста “трилистника”, то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее набрежпо со словами (прости. Господи!) “трефа”, что в переводе с идиш означает “скверный” или “нечисть!” Да мал о того, эти смельчаки, заигравшиеся в самоубийство, по существу верят в то. что крест этот “бьется” какой-нибудь паршивой “козырной шестеркой”, вовсе не ведая, что “козырь” и “кошер” пишется, например по-латыни. одинаково. Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех карточных игр, при которых “в дураках” остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами “кошерными” (то есть “чистыми”), якобы имеют силу над Животворящим Крестом! Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать, в других целях, кроме осквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в “гаданиях” — этих гадких исканиях бесовских откровений. Надо ли в связи с этим доказывать, что всякий прикасавшийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехах богохульства и кощунства имеет гарантированную прописку в аду? Итак, если “трефы” — это хула беснующихся картежников на специально для этого изображаемые кресты, называемые еще ими “крести”, то чего же тогда означают — “вини”, “черви” и “бубны”? Не станем утруждать себя переводом и этих ругательств на русский язык, но лучше откроем Новый Завет для пролития на бесово племя невыносимого для них Света Божиего. Святитель Игнатий Брянчанинов в повелительном наклонении накидает: “ознакомься с духом времени, изучи его. чтоб по возможности избегнуть влияния его” (Отеч. стр. 549). Картежная масть “вини”, или иначе, “пики”, хулит евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника. Как предсказывал о Своем прободении Господь, устами пророка Захарии, что “воззрят на Того, Которого пронзили” (12; 10), так и произошло: “один из воинов (Лонгин) копьем пронзил Ему ребра” (Ин. 19; 34). Картежная масть “черви” хулит евангельскую губку на трости. Как предупреждал о Своем отравлении Христос, устами царепророка Давида, чего воины “дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом (Пс. 68; 22), так и сбылось: “один из них взял губку, напоил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить” (Мф. 27; 48). Картежная масть “бубны” хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста. Как пророчествовал Господь о своем гвоздином пропятии, устами псалмопевца Давида, что “пронзили руки Мои и ноги Мои” (Пс. 22; 17), так и исполнилось: Апостол Фома, сказавший “если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20; 25), “поверил, потому что увидел” (Ин, 20; 29); и Апостол Петр, обращаясь к соплеменникам, свидетельствовал: “мужи Израильские” — говорил он, — Иисуса Назорея (…) вы взяли и. пригвоздив (ко кресту) руками (римлян) беззаконных, убил и; но Бог воскресил Его” (Деян. 2; 22, 24). Распятый со Христом нераскаянный разбойник, подобно нынешним картежникам, хулил крестные страдания Сына Божия и, по завзятости, по нераскаянности, навсегда отправился в» преисполню; а разбойник благоразумный, подавая всем пример, покаялся на кресте и тем наследовал вечную жизнь с Богом. Поэтому будем помнить твердо, что для нас, христиан, не может быть никакого другого предмета упований и надежд, никакой другой опоры в жизни, никакого другого объединяющего и вдохновляющего нас знамени, кроме единственно спасительного знамения непобедимого Креста Господня!