8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

Масленица с детьми

 Полезно знать    

Масленица с детьмиОчень важно повседневный строй жизни православной семьи выстроить так, чтобы масленица действительно стала приуготовительной неделей к Великому посту. А то, нагулявшись вдоволь на масленицу, можно ненароком, по инерции, «въехать», гуляючи, и на дорожку поста.

Какие особенности масленичной недели помогут в этом приготовлении? Какие масленичные атрибуты закрепились в культуре и как к ним относиться в преддверии Великого поста? Как провести эту неделю с детьми?

Блины, варенье и всякие угощенья

Нас не должно смущать обилие кулинарной атрибутики на масленицу. Смущать может только отсутствие меры. Ведь, как известно, издержками иного праздничного застолья – что новогоднего, что рождественского, что масленичного, что пасхального – является обжорство, опивство, смеяние без ума и всякие прочие безобразия. Но здесь дело не в Рождестве, и не в масленице, и не в Пасхе. А дело в самом человеке. Кому любой стол – обжорство и чревоугодие, а кому хоть самый скромный, хоть изобильный – радость гостеприимства и возможность оделять других, собраться за общим столом вместе. Трапеза – не просто еда для русского человека. Это пространство общения.

В традиционно масленичных песнях беспечно звучит радость общего сытого стола – сплошная гастрономия:

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины мои, блины,

Ой, блиночки мои.

Моя старшая сестрица,

Печь блины ты мастерица,

Напекла она поесть

Сотен пять, а может, шесть…

Казалось бы, что до того сегодня нам, легким движением руки извлекающим их холодильников заморские деликатесы? Кулинарные темы задают мотив семейного объединения, радостного угощения и вкусных сюрпризов, которые так любят дети. И папы. И дедушки с бабушками.

Вот начинается масленичная неделя. Мама с детьми печет блины. Если детям не по возрасту месить тесто или переворачивать блины на сковородке, то огромным удовольствием для каждого ребенка является большой кусок масла, насаженный на вилку – с помощью этого нехитрого приспособления каждый блин, испеченный мамой, промасливается от души. Можно договориться, что «мы сейчас напечем блинов для папы… братьев… дедушки» (далее – по списку членов семьи). Можно, таким образом, накрыв стол с блинами, пригласить всех за стол, а можно накрыть стол и вынести блины или вывезти их на подносе на саночках, что очень любят дети. Почему на саночках? Потому что в масленичных песнях звучат мотивы весеннее-зимней атрибутики, встречи двух времен года. И про масленицу, в частности, в песнях поется:

Она пешею да не ходит,

Все на саночках подъезжает,

Люли-люли подъезжает,

Люли-люли подъезжает.

У ней саночки расписные,

У ней слуги-то молодые,

Люли-люли молодые,

Люли-люли молодые.

Мотив такой веселой песенки можно «подслушать» у опытных семейных друзей, найти в Интернете, на диске, которые сейчас в обилии продаются. Если мама или старшие дети ее запоют, то уж младшие припев всегда подхватят. А папа непременно будет в радости и в счастье, увидев, как младшие дети на саночках тарелку с блинами вывозят. Проверено. Блины на бок не валятся.

Масленица-блиноедка

Домашняя масленица. Автор — Ирина Исаева, преподаватель Центра «Рождество»

Блинную горку может венчать домашнее чучелко Масленицы. Делается оно из прядей мочала (соломы, прошлогодней травы, лоскутов, листов глянцевых журналов), наверченных на крестообразно скрепленных палочках от барбекю – подручный материал в каждом доме найдется. Палочка для барбекю держит чучелко и втыкается в блины, а потому детьми распознается не иначе как «палочкой для Масленицы». Как символ скоромной пищи и гастрономических удовольствий такое маленькое смешное чучелко Масленицы может быть на столе на забаву детям.

Огромное чучело выносится обычно на массовом уличном гулянии – его встречают с шутливыми величальными песнями, как «дорогую», «годовую» гостьюшку. Совсем другое отношение ждет масленицу в конце недели. Тогда в ее адрес раздаются возмущенные голоса граждан, затосковавших о здоровом образе жизни: «обжируха», «блиноедка», «несла блинов чугуны – разболелись животы»; но и вздохи расставания с масленичными удовольствиями тоже звучат:

Мы каталися с горы от зари и до зари!…

Ты прощай, прощай, наша масленица!

Ты прощай, прощай, широкая!

Маленькое чучелко Масленицы может быть сделано в доме, если вы хотите вокруг него потешиться и покружиться. Но тут важное значение имеет облик этого чучелка. Дело в том, что в той интерпретации, когда Масленица – это символ скоромной пищи, обильного стола («обжируха», «блиноедка», «сыроедка»), она не может быть душечкой – красной девицей, как из советского прошлого, когда масленичная неделя упорно позиционировалась как праздник проводов русской зимы и встречи русской же весны. Только отчего-то не 1 марта, когда весне приходить положено.

Чучелко Масленицы – это просто связанные друг с другом два пука, например, соломы (или другого подручного материала). Фигурка пышная, фартук из лоскута, лента на голову. К растопыренным рукам подвешивают то, что связано со скоромной пищей; в домашнем варианте – это «вылепленная» из фольги разная утварь: половники, сковородки, лопаточки, которыми блины переворачивают, ожерелье и браслеты из сушек-баранок, конфет. И вот она, вся такая «обжируха», «блиноедка» предстает перед нами – довольно основательная, добротная и в то же время в ней есть что-то неказистое, шутейное. И вот в этом смысле понятно, что мы ее встречаем с улыбкой в течение масленичной недели, а потом провожаем ее в огонь или просто с глаз долой безо всякого сожаления, потому что, ну, сколько ж можно! В понедельник блины – ели, во вторник – ели, в среду блины ели, ели-ели, ели-ели, ели-ели… хватит, поди уж. Как бы не лопнуть. Не всегда человеку полезно делать то, что хочется. И к исходу масленицы, надо прямо сказать, человек это просто-таки физически чувствует. Даже, если он маленький ребенок, этот человек.

Дрались, бились, пока не помирились

Масленичное кулинарное изобилие уравновешивается активным отдыхом. Атрибутикой масленичной недели, которая также может быть принята в современную семью, является обычай забав-поединков. Многие тут вспомнят кулачные бои, «стенка на стенку», взятие снежного городка.

В тиражируемых СМИ образах, подобные забавы зачастую обильно приправлены пережитками масленичного разгула, явленными во всей своей неприглядности: блины, водка, пьяные, красные лица. Выглядит такая «традиция» весьма диковато. Но традиция ли это?

Да, всякое бывает, но не всякое должно быть тиражируемо и преподнесено как единственный образец. В традиции забав-поединков есть очень важное и необходимое для нашей культуры и для воспитания детей здравое зерно, сегодня вымываемое из культуры русской семьи. Особенно это чувствуется там, где растут мальчики.

Это – удалой дух, связанный с возможностью померяться силой, себя показать, других поглядеть. В шутейном поединке проявить публично, на миру, мужские качества – инициативность, решительность, терпение, выдержку, умение переживать публично победу и поражение, терпеть физический дискомфорт.

Поединок – от слова один на один. Масленичные забавы предполагают такие шутейные формы, которые позволяют вдоволь «поразмять плечи» без обиды для противника, шутейно. Хоть – в доме, если место позволяет, и если в семье больше трех детей, а тем паче, если гости в дом пришли.

А лучше, конечно, для шутейной борьбы в один из дней масленичной недели в парке с друзьями встретиться, на свежем воздухе. Шутейная борьба – это праздник жизни мужчин, подростков и мальчишек. И невероятная радость женщин и девочек, которым наконец-то представляется возможность посозерцать и воочию убедиться, как сильно отличаются-таки мальчики от девочек и мужчины от женщин.

Это – возможность развернуться мужской энергии, здоровому мужскому духу, храбрости, задору, силе, сноровке, ловкости, выносливости, крепости. Это замечательное зрелище для женской половины человечества.

Какие это поединки? Все они очень просты с точки зрения организации. Дома атласной лентой в большой комнате можно выложить круг, внутри которого будут два поединщика. На улице, во дворе, в парке, куда с друзьями приехали, палочкой на снегу этот круг вычертить. Забавы-поединки могут быть разными. Например, один из самых любимых – «сорви шапку». У каждого на голове «картуз» – кепочка. Двое вошли в круг. Задача – кто первый сорвет шапку с головы противника. Изнеженные мальчики, которые никогда в жизни ни в каких поединках не участвовали, никакими физическими упражнениями, кроме разве что плавания в бассейне, не занимались, начинают, бывает, озадаченно и призывно всхлипывать… Потому что оказывается, что способность за себя постоять, причем даже в дружеском поединке, все равно чревата физическим и психологическим дискомфортом. Потому что ты тянешь руку к кепарику противника, а он тебе – раз! – и блок ставит, а ручке-то твоей и больно. Терпи, казак.

Так тренируется умение терпеть дискомфорт. То ли дело перед компьютером сидеть, никто не видит, где ты выиграл, где ты проиграл. А тут кругом люди. Кто-то подбадривает, кто-то говорит: «Эх, ну что ж ты?» Папа тебя учить начинает, как блок ставить, как слезы сдерживать.

Есть определенные табу – подлые приемы не приветствуются в шутейной борьбе, за подлые приемы человека вон из круга, и все. То есть таким образом преподается определенный этос мужских взаимоотношений.

Замечательный шутливый поединок – «петушиный бой» или «вырви хвост». Поверх курток, если это на улице, повязываются, например, шарфы. А раньше – просто кушаки, пояса. А за них сзади подтыкаются девичьи платки, как петушиный хвост. Два поединщика ходят в кругу один напротив другого, и задача – быстрее выдернуть платок из-за кушака и поднести, вернуть его хозяйке.

Можно на масленицу и «потянитолкаться». Поединок, прозванный современным словечком «тяни-толкай», такой: кушаком или шарфом поединщиков связывают спиной друг к другу и ставят в самый центр круга. Задача – или вытолкнуть противника из круга, двигаясь спиной назад, или перетянуть за круг в свою сторону, двигаясь вперед.

Противники должны быть равны по силе, возрасту и росту. И понятно, что этого рода шутейная борьба возможна в семьях, где есть подростки или, как минимум, дети от старшего дошкольного возраста. Но при этом было бы неправильно и в масленицу, и в любой другой праздник устраивать мельтешение вокруг детей. Прежде всего, праздник, забавы – это взрослое дело, к которому уже потом могут быть приглашены дети как участники.

Для детей вообще праздник становится подлинным, когда они видят, что это не просто их взрослые забавляют, устраивают для детей какие-то особые развлечения, а то, что праздник имеет значение во взрослом мире, это важно для взрослых, им это дорого. Вот тогда есть куда расти, тогда есть смысл осваивать ценности и смыслы взрослой культуры – то, что дорого папе и маме. Вот и в поединках-забавах стоит сначала папам и старшим сыновьям силы попробовать.

Катание, метание и на снегу валяние

Для тех семей, в которых есть маленькие дети, забавами могут быть очень любимые малышами традиционные катания на лошадке, которая делается из спин держащихся друг за друга двух пап. Кто-то под уздцы такую лошадь ведет, а в руке несет чучелко Масленицы. Вот она, мол, на конике и приезжает:

У ней сани-то расписные,

У ней кони-то вороные,

Люли-люли вороные…

Для этого вороного коня из дома на прогулку в парк берется какой-нибудь старый плед, он накидывается на спины пап. Тот папа, который стоит впереди, берет в руки клюшку, на которую надет набитый чем попало папин же носок сорок шестого размера, а к этому носку пришиты глазки, ушки и из какой-нибудь бахромы сделана грива. Вот вам и коник.

На таких кониках мальчики будут скакать весь год потом, потрясая в руке каким-нибудь предметом, похожим на меч. Малышей можно на конике покатать под какую-нибудь масленичную песню:

Цоки-цоки-цоки чи,

Наши кони горячи,

Цоки-цоки-цоки чи,

Блин летит к нам из печи.

Масленица-блиноедка,

Масленица-сыроедка…

Если мы хотим действительно повеселиться, погулять с друзьями, то можно устроить для малышей, да и для взрослых, забаву «попади блинком в печь». Или на «сковороду».

Что делаем? Придумываем «печь». Хотим – возьмем с собой картонную коробку с вырезанным устьицем, и это будет наша печь. Можем дома вместе с детьми ее раскрасить. Будем в ней блинки печь. И нарежем кружочки в форме блинов из старого линолеума, например, или из какого-то плотного материала.

Как попасть блинком в печь? Метать надо. Ставим печку. А можем печку сделать, если снег лепится, не из картона, а просто из снега. Отходим на определенное расстояние, обозначаем границу, за которую заступать нельзя, и с этого расстояния нужно блиночком попасть не куда попало, а именно в само устьице печи. Причем, очень важно учитывать при таких забавах возраст желающих блинами покидаться: старшим подросткам дозволить метать блин в печь с двадцати шагов, малышам – с восьми, потому что нос еще не дорос до двадцати, но попробовать ловкость уже можно. А другой вариант – поймать такой «блинчик» на сковороду, по командам или в личном зачете – кто ловчее и быстрее сковородку подставит.

Какие еще могут быть забавы для всей семьи с малышами? Мы вышли в парк, там снега полно. Можно строить снежную бабу и с закрытыми глазами постараться приставить ей морковку, в нужное место попав. С горок накататься. В снегу наваляться. А еще – перетягивание каната от домашнего спорткомплекса. И попрыгать через канат можно, кто больше напрыгает – мамы или папы, мальчишки или девчонки, или все вместе? Через канат здорово втроем-вчетвером прыгать, друг под друга подлаживаться. И снежную крепость построить и штурмовать. Одни защищают, другие нападают, чтобы вытащить из крепости, как трофей, масленичное чучелко.

Что еще стоит сделать в это время? Хорошо нагуляться, порадоваться тому, что мы вместе, что всей семьей, вместе с друзьями, и нам хорошо. Набраться здорового бодрого духа. Папы, например, после таких гуляний и шутейных забав-поединков обычно говорят, что заряд бодрости такой получили, который и за 28 дней в санатории не наберешь. Разрядка напряженности, стало быть, такая. Это культурно оформленная психологическая разрядка от трудов и суеты будней. Для современной семьи она не менее важна, чем для народа, который работал на земле денно и нощно.

Проводы масленицы и костер

Следующая веха в строе жизни семьи в масленичную неделю – это суббота, день проводов масленицы. Если не получилось устроить гуляние на неделе, то самое время с друзьями выйти погулять, с шутейными забавами-поединками. Можно масленичный костерок на улице разжечь. По отношению к Масленице, персонифицированной в образе соломенного чучелка, тут уже другие песни звучат:

Как у тетки блин протух,

У меня живот распух,

Масленица-блиноедка,

Масленица-жироедка,

Масленица-пожируха

Масленица-объедуха…

Вот такие обличения. Масленичный костер уместен тогда, когда мы знаем, что «масленица-обжируха, блиноедка», и уже больше сил никаких нет, и надо с ней расставаться. Иначе сами погибнем. Как ее спровадить? Не помашешь же ручкой как Деду Морозу, мол, на другой год еще приходи?

В нашей традиции – решительно разжигают масленичный костер. Но сложившийся опыт проводов Масленицы и сжигания ее в огне на крестовине, как мне кажется, на современного человека производит совершенно ужасающее впечатление. Я бы советовала оградить детей от этого зрелища. Оно может стать травмирующим.

Другое дело, когда Масленица рассыпается у нас на глазах. Она сделана таким образом, что можно одним легким движением ножниц перерезать нити, скрепляющие солому или прутья, и те рассыпятся. И тогда уже эти пуки бросают в костер. Это совсем другой образ, несущий другие смыслы. Часто так в жизни и бывает – то, что сладко, вовсе не всегда человеку на пользу, а лишь – пагуба, прах и тлен, от которых вовремя нужно иметь решимость избавиться. Это образ, который может быть поддержан, подхвачен нашими домашними разговорами с детьми, потому что вступление в Великий пост – это время, веха, когда родители разговаривают с детьми, чтобы помочь совершить им этот переход.

Известно, что в традициях провода Масленицы и разжигании масленичного костра образ избавления от сора использовался и в народной культуре. Мальчишки и девчонки неслись по деревне, городку, собирая всякий мусор и сор для того, чтобы отправить его в масленичный костер. И когда мы говорим с детьми в преддверье Великого поста, можно провести такую аналогию: что нужно сделать для того, чтобы дом наш был чистым? Нужно, во-первых, обнаружить грязь, во-вторых, ее собрать и выбросить в помойку, в мусор или перемыть, очистить, в огне сжечь старье какое-нибудь. А вот что такое чистота души человеческой? И как в ней, в душе, порядок и чистоту навести? Ее-то как очистить? Оказывается, важно уметь обнаружить и тут грязь и признаться (без мужества не обойтись!), что это – сор. А как теперь эту грязь отмыть? Каким шампунем, каким мылом? Что нужно, чтобы от такого внутреннего сора избавиться?

На занятиях в центре «Рождество», когда преподаватель спрашивает детей: «Отчего душа перестает быть чистой? Какая там грязь может появиться? Что это за грязь такая?» – дети к четырем-пяти годам, привыкшие видеть себя, наблюдать себя, говорят разное. Они говорят: «Капризы все портят. Еще – «непослушалки». Лень. Обида. «Сердитки», драчливость, гнев, зависть».

Как от этого мусора, избавиться? Сначала – обнаружить, признаться самому себе, просить помощи Божьей в этом – «Господи помоги, Господи прости». Тут мужество нужно, чтобы самому себе, а потом и другому признаться. И слово прощения сказать тому, против кого обида или каприз: «Прости». А дальше так: сломал – почини, пожадничал – отдай, обидел – утешь. То есть поступи наоборот. Этот нравственный канон нужно малышам подсказывать. Ну, а старшие дети уже знают – наш внутренний сор должен быть обнаружен, назван и принесен на исповедь, исповедан, чтобы душа очистилась от него огнем таинства покаяния.

Прощеное воскресенье – мост к Великому посту

Прощеное воскресение – как мост, ведущий в первую седмицу Великого поста. Для того, чтобы на него вступить, нужно с масленицей расстаться. Тут, в канун или воскресное утро, уместен разговор с детьми о том, что было бы, если бы масленица всегда была и не кончалась.

Из диалогов с детьми на занятиях в Семейном центре «Рождество»:

– Как мы на масленичной неделе сладко пили, вкусно ели, весело играли. Кому понравилось?

– Всем.

– Может, кому-то не понравилось?

– Нет…

– Эх, была бы масленица всегда… Пусть всегда будет масленица!..

Но пятилетние дети не особенно ловятся на эту провокацию:

– Нет, немножко очень даже можно. А всегда – нельзя…пожалуй.

– Отчего ж нельзя? Не жизнь – а масленица! Чем плохо?

– А кто ж тогда посуду после блинов мыть будет? Все объедятся – и спать… а посуда? – говорит один мальчик.

– Да, да, вот и некому будет за порядком следить. В грязи зарастем, вот так прямо – по уши. И с дивана-то встать тяжело. Поешь, да поспишь, поешь, да поспишь, – фантазируют.

– Или растолстеешь, в дверь не влезешь, – озабоченно девочки подхватывают. – Будешь тако-о-ой толстый. Вширь будешь расти.

– А куда надо?

– Надо-то – вверх.

Замечательный православный педагог ХХ века София Куломзина предлагает такой ход, очень уместный в продолжение разговора о том, почему бы масленице не быть всегда. Она говорит о том, что очень важно сделать с детьми открытие, что человеку не всегда полезно делать то, что хочется. А иногда бывает полезно делать то, чего не хочется. И на конкретных примерах дети активно включаются, чтобы это обсудить.

На занятие просим принести на эту тему рисунки, чтобы вместе потом обсудить. Что на рисунках? Вот на столе в комнате – апельсин, к нему протянута рука девочки. Автор комментирует:

– Очень хочется апельсин. Вот, думаю, возьму и весь как съем!

Дети:

– Апельсин – полезный. Там витамины. Ну и съешь.

– Да как это – съешь? Я и хочу съесть. А с Васькой не хочу делиться. Апельсин-то один. А Васька его пока не увидел.

– Тогда не ешь. Это неполезно будет. Витамины, витамины… А жадиной вырастешь…

– Ну, вот я и нарисовала, как не полезно одной апельсин, без Васи, есть.

На другом рисунке – мальчик завис над большим широким диваном. Диван – во весь лист. Мальчик, как мячик над ним.

– Это я не завис. Это я на диване прыгать люблю. Дай, думаю, попрыгаю на диване, пока мамы нет.

– Ой, и я прыгать на кровать люблю.

– И я! У нас уже одна ножка сломалась. Не у меня – у тахты. Это диван такой. Мы все там попрыгали – и вот…

– Да, а прыгать полезно. Даже специально некоторые прыгают – как спорт. На батуте. А на диване – не полезно. Он сломается. Всем влетит. Папе работа – чинить.

– Нет, я не потому нарисовал. Я прыгаю, а мама в соседней комнате Катьку спать укладывает. А я на зло прыгаю… Ну, не знаю почему на зло. Так. Она не засыпает.

– Больше не прыгай тогда. Таким злым вырастешь… эгоистом.

– Нет, я понял уже кем. Врединой, врединой. Прыгаешь, прыгаешь… и допрыгаешься.

Вот затем и пост в нашей жизни, чтобы учиться расти человеком. Как говорит митрополит Антоний Сурожский о правилах поста: «Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу». Надо-то вверх.

Вообще, само слово «пост» после всех забав и поединков масленичной недели, задорного, дружеского бойцовского духа, очень хорошо прояснить детям в контексте образа часового, который встает на пост. Часовой встает на пост, чтобы не пропустить непрошенных гостей к тому, что он призван охранять. И мы как воины Христовы призваны быть начеку. Стоять на посту. Что у нас за спиной? За спиной у нас все, что нам дорого, все, что мы готовы охранять. Что это дорогое? Добрые отношения в семье. Любовь. Радость игр и общения. Здоровье. Хорошее настроение. Совестливость. Молитва и вера… От чего охранять? От расхищения. От всяких непрошеных гостей: от раздора, от ссоры, от хитрости, от вранья, вредности, от потакания слабостям, от чревоугодия… И вот это все наши враги. Нам с ними надо побороться, быть внимательным, наблюдать себя, и как часовой на посту давать им отпор. Пост – это время, когда мы должны не дремать, вслушаться в голос своей совести, как в голос Бога, и приобщиться достойно Его Святых даров. А это значит – «примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям – и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно.» (митрополит Антоний Сурожский).

В Прощеное воскресение доедаются последние блины, заканчивается блинная трапеза. Как пишет в воспоминаниях о своем детстве Иван Шмелев в книге «Лето Господне», блины в этот день раздавались убогим, «убогие блины» пеклись. В современной семье вряд ли это возможно. Но вся масленичная неделя может быть таким одариванием, щедростью, милостыней – через традицию гостеприимства, визитов со своим угощением к тем, у кого стол обычно не изобилен. А в Прощеное воскресение домашняя трапеза, когда вся семья собирается за столом, сопровождается словом взрослого о том, что сегодня вечером в храме будет совершаться чин прощения и напомнить, что это такое. Да и само масленичное гуляние накануне Прощеного дня обычно заканчивается дружеским обниманием и испрашиванием прощения друг у друга.

Дети всегда обращают на это внимание. И искренне подражают взрослым. Домашний же чин прощения до сих пор принят в верующих семьях. Взрослые обращаются к детям, а дети – к родителям, а потом все вместе идут к старшему поколению семьи. И во многих благочестивых семьях по-прежнему, как это было и раньше, перед старшим поколением семьи мама, папа, дети встают на колени, испрашивая прощения и благословения.

Чистый понедельник

Первый день Великого Поста, как известно, называется чистым понедельником. Название нецерковное, но закрепилось в культуре повседневности, потому что считалось важным очистить дом от «духа масленицы», завершившейся накануне, и сходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными и телесно и духовно – через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье.

Ну, теперь-то в баню ходить совсем не обязательно. Особенно в начале поста. В эти дни в храме звучит Великий покаянный канон Андрея Критского. «Покаяние – баня духовная, омывающая всякое беззаконие». Я знаю семьи, где перед укладыванием спать мать или отец зажигают свечу и читают детям избранные строки канона. Очень кратко. Останавливаясь на том, что детям особенно актуально и понятно.

В этот период звучит и замечательная молитва св. Ефрема Сирина. В ней – прошение обо всем, что просит человеку от Господа для спасения и праведной жизни, и от чего жаждет избавиться, в чем нет для него пользы.

Можно вместе с детьми сделать свиток со словами этой молитвы, и в канун или первый день Великого поста поместить его на стене в том месте дома, где чаще семья собирается.

Такой свиток можно вырезать из листа ватмана, старых обоев, написать так, чтобы ребенок видел, как эта молитва разделяется на три части, а между ними трижды – «поклон». Свиток можно «состарить», закапав воском или слегка подкоптив огоньком свечи. Смысл такого домашнего свитка не в том, чтобы сделать и на стенку повесить, а в том, чтобы он стал поводом для разговора и призывом к молитве. Что нужно человеку для праведной жизни? Просим у Господа. В чем нет для нас никакой пользы, от чего просим Господа нас избавить? Просим от всего сердца, колени преклоняем.

Можно написать эту молитву на церковно-славянском, а можно, если в доме маленькие дети, написать в переводе на русский язык, как это предлагает София Куломзина: «Господи, помоги мне не быть ленивым, не повелевать, не властвовать над другими, не болтать попусту (Поклон). Дай мне быть чистым в мыслях, не хвастаться, быть терпеливым и любить других. (Поклон). Господи, помогай мне видеть мои плохие поступки и никого не осуждать. (Поклон)».

Можно вместе сделать для детей Календарь поста, на котором наглядно показывается весь путь, который мы должны пройти к Светлому Христову Воскресению.

Известна русская загадка о Великом посте: «Протянулся мост на семь верст, впереди моста – золотая верста». Этот образ может быть использован в календаре: мост на семи сваях, как дорога с одного берега на другой. Каждую неделю будем вместе с детьми передвигать по мосту фигурку путника или путников (эти путники – мы, наша семья, шагающая дорогой Великого поста к Светлой Пасхе). Мост – на семи сваях, по числу недель поста. Берег за спиной – заснеженный, там масленичный костер догорает… Другой, к которому идем – весенний, на нем ждет нас храм, дверцы которого могут открываться.

А за ними – знакомые детям вестники Пасхи – сияющие буквы ХВ – Христос воскрес, красные свечи в куличе и пасочке, крашенки на блюде. За оконцем колоколенки – маленький колокол. Можно потрогать. Но звонить пока еще нельзя. Не пришло время. Придет Пасха – зазвонят по всей земле колокола, понесут весть во все концы праздничным перезвоном: «Хрис-тос вос-крес! Во-истину вос-крес!»

Из разговоров детей у календаря Великого поста в Семейном центре «Рождество»:

– О, какой крепкий мост на … раз, два, три… правильно, семь верст. О, смотри, на первой – книга открытая. Знаешь про что? Про всякое покаяние. Кто-то написал. Забыл – кто. Помню где. На Крите. Остров такой. Там он, кто написал, жил. И мы теперь читаем. На первой неделе поста всегда его книгу читают. Там – «господи, помилуй», помнишь?… а тут, гляди – птица из клетки вылетает.

– Ура! это опять Благовещение Пресвятой Богородицы будет! На раз… два.. три.. целой пятой свае пути. Пять недель… А вот потом зато шажок – и Пасха уже.

– Когда же Пасха наступит? Скоро мы до другого берега дойдем?

– Вон еще только три сваи пройти осталось. Значит три недели, и – Пасха.

– Пасха – это когда куличи, когда свечечки не желтые, а красные, когда травка, когда птицы поют, и когда колокола звонят, и можно на колоколенку забраться и самим позвонить.

– На Пасху все-все такое праздничное. И батюшка бегает по храму особыми ногами. Какими особыми? Веселыми ногами бегает и все время всем радостно улыбается и дымит, как паровоз. Чем дымит, чем? Руками. Кадилом.

– Нет. Он еще говорит, что Христос-то воскрес!. А те, злые-то, думали, что Он умер. Навсегда. А Он – не навсегда. Только на три дня. И ожил. Да, воскрес!

Путник передвигается по мосту, и Календарь поста подсказывает нам, какие события на нашем пути мы встречаем, двигаясь к Пасхе. Дети с трепетом ждут этого момента, чтобы передвинуть путника, чтобы услышать от взрослых – что нас там дальше ждет, на этом великопостном пути. Календарь подсказывает, что за великое время перед нами, и помогает ребенку двигаться, строить свою жизнь вместе с жизнью семьи на пути к Пасхе.

Записала Амелина Тамара

Источник: http://www.pravmir.ru