К Крещению может быть допущен всякий, но при необходимом условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает Православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога — Творца мира и Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех людей и мира. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» — сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк. 16: 16; Мф. 28: 19).
Отказ в допуске ко Крещению
«что препятствует
мне креститься?» (Деян. 8: 36)
Прием в Церковь должен совершаться лишь после свидетельства, что к нему не существует препятствий. Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.
К числу препятствий к принятию Крещения относятся следующие ситуации.
Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви
Согласно канонам Церкви оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).
Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления катехумена приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви. Необоснованный отказ от оглашения является препятствием к принятию Крещения.
Убеждения катехумена несовместимы с основными христианскими догматами
Крещение совершается согласно личному и свободному желанию крещаемого. Без свободного решения невозможно быть допущенным к Крещению, равно как невозможно само Таинство Крещения. Величайшая неправда заключается в том, чтобы допускать к приему в Церковь того, кто не верует или недостаточно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это — грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого не готов к Крещению.
Согласно 7-муправилу III Вселенского Собора мерой веры является Никео-Цареградский Символ веры: «Святый Собор определил: данебудет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной отсвятых отец, вНикее граде, соСвятым Духом собравшихся. Акоторые дерзнуть слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться кпознанию истины, или отязычества, или отиудейства, или откакойбы тонибыло ереси: таковые, если суть епископы, или принадлежат кклиру, дабудут чужды, епископы епископства, иклирики клира; еслиже миряне: дабудут преданы анафеме».
Если готовящийся к Крещению человек сознательно держится за нецерковные мифологемы, непризнает хотябы одного издогматов Символа веры, такой человек неможет быть крещен: «Кои не имеют истинной и священной веры, и тако приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел».
Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения не совместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм, колдовство и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви.
Отсутствие желания участвовать в церковной жизни
Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека он умирает для греховной и страстной жизни, совлекается с нее и рождается в новую жизнь – жизнь во Христе Иисусе. Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.
Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.
Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина
Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного в Церкви. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий).
Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями: «Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе)».
Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. Григорий Нисский), так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека.
Блаж.Августин написал целый труд «О вере и делах», в котором осуждается практика крещения отказывающихся жить по христианским заповедям: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе, даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха… С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения».
К занятиям, от которых катехумен должен отказаться, чтобы быть допущенным в число членов Церкви, прежде всего, относятся те, которые несовместимы с достоинством христианина:
— работа, связанная с совершением абортов,
— проституция, содержание публичных домов,
— блудное сожительство (без регистрации брака),
— гомосексуальные связи,
— работа, связанная с развратными и/или развращающими действиями (стриптиз и т.п.) ,
— все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы.
Перед принятием Крещения катехумен обязан принести покаяние в преступлении Закона Божия и выразить желание бороться со своими страстями: «Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их». «Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает».
Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения: «Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей».
Неверные мотивы
В некоторых случаях Крещение воспринимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе – без внутреннего перерождения человека.
Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия или вступления в брак. Несомненно, что Господь ограждает крещенного человека от различных бед, но это является скорее следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить жизнь.
Неверным мотивом относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда крещение воспринимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу.
Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которых не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу: «твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается» (преп. Марк Подвижник) .
Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» креститься нельзя: «Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить».
Особые случаи
Крещение тяжелобольных
Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. Но при этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти.
Случаи одержимости
Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности.
Лишившиеся рассудка или пребывающие в бессознательном состоянии
Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами («может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью.
При крещении катехуменов в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры.
Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающем без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение: «Если даже для составления завещаний по человеческому закону требуется пребывать в полном сознании, так что завещания начинают словами: «Я, при жизни, находясь в полном и здравом уме, делаю распоряжение о своем имуществе», то возможно ли быть посвященным в таинство тому, кто потерял сознание и не может произнести ни слова?… Ведь когда тот, кому предстоит просветиться, уже не узнает ближних, не слышит голоса, не может ответить на те слова, которыми заключается этот блаженный договор с общим всем нам Владыкой, но лежит, ничем не отличаясь от мертвеца, какая польза будет от принятия таинства в таком бесчувственном состоянии?.
Категорически недопустимо крещение умершего человека
«да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся» (26-е правило Карфагенского Собора).
Распространяемое в околоцерковной среде «Правило схимонахини Антонии об убиенных (абортированных) младенцах» является надругательством над Таинством Крещения и проявлением откровенного кощунства и оккультизма.
Крещение беременных женщин
26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет».
О пребывающих в женской нечистоте
Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).
Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях: «Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден».