8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

Ищу дорогу к вере.

 Из жизни и творчества прихожан    

Десять лет назад в Кемле, после долго перерыва, в старинном здании церкви стали проводиться богослужения. С того дня я и нахожусь у свечного ящика.

Ищу дорогу к вере

И трудно сказать, что для меня было первичным: храм или вера. Через веру я пришла в церковь или храм открывает дорогу к вере?

В детстве меня крестила бабка, т. к. все мои родственники по материнской линии – староверы. Мама была помазана миром при венчании с православным мужем. Но продолжала молиться со староверами. Поминки по усопшим родственникам были ежегодно дома, милостыню носила по соседям.

Она была малограмотной. Молитвы, притчи знала наизусть, календарь православных праздников был у нее в памяти.
Икон дореформенного письма в доме было много.

От мамы пришло то, что молитва Животворящему Кресту Господню была со мной с детства.
Я твердила ее в уме, когда было страшно в темноте (мама уходила в ночную смену, а электричества в доме не было), перед экзаменами в школе, и во взрослой жизни во все напряженные моменты. Посты стала соблюдать в солидарность с мамой. Но к постоянной молитве я не была приучена.
Женщины того поколения, которые пережили времена раскулачивания, репрессий, войну, где навсегда остались их мужья, не знали, как оградить от бед своих ребятишек. И в тайне молясь Богу, отдавали нас на волю судьбы: идите в школу, слушайте учителей. А учителя воспитывали нас по пионерской и комсомольской методике.
В школе я училась хорошо, получила высшее образование. Тогда это было возможно без больших денег. И со временем стала работоспособным «винтиком» большой машины советской идеологии.
Активист, коммунист. По должности – заведующая партийным отделом районной газеты, куда входило и освещение вопросов атеистического воспитания.
Затем работала в отделе пропаганды и агитации РК КПСС (кабинет политпросвещения). А, будучи секретарем райисполкома, возглавляла комиссию по соблюдению законодательства о религиозных культах.

Но закон – это одно, а реальность совсем другая. По закону из церкви ежемесячно поступали отчеты о требах и финансах. А РК партии я должна была давать сведения о том, кто венчался, кто крестил своих детей, на территории какого сельсовета они проживают. Или ставился вопрос: «Зачем на храме написана икона, которую видно издалека? Как ее убрать?» и т.д.
Но душа по природе своей — христианка. Видимо поэтому все «не чистоплотные» вопросы у меня вызывали внутренний протест. Мы с батюшкой находили общий язык и выбирали менее болезненные для верующих варианты ответов для РК КПСС.

И так, по промыслу Божию, атеистическая комиссия сблизила меня с православным священником. Но по образу жизни я оставалась вне церкви.
В 90-е годы кемлянцы стали поднимать вопрос об открытии в селе храма.
Благочинный округа протоиерей Виктор Бабушкин неоднократно обращался с ходатайством перед депутатами о передаче старинного здания церкви верующим.
А я в угоду руководству района под подпись главы администрации сочиняла отписки, дабы отмахнуться от просителей. Прости меня, Господи!

С мужем повенчались в зрелом возрасте. Ушла на пенсию. Батюшка Виктор не оставил меня без своего попечительства. Он очень хотел, чтобы я пришла в храм на работу. По его благословению я два года общалась с учениками воскресной школы, помогала в дни поминовения родителей и в большие праздники писать записки в храме. Большего не получилось. Храм находился в соседнем селе. Муж воспринял такую идею «без восторга». Но в церковь меня уже тянуло. Любой звук при ударе о металл казался мне колокольным звоном. Первая исповедь не принесла облегчения. Сказала мало. Хотелось бить себя. Написала целую тетрадь о своей жизни. Пошла к причастию через несколько дней, когда батюшка прочитал весь мой текст.
А потом открыли храм в Кемле. И только по воле Божией, районная администрация рекомендовала меня в помощники вновь назначенному настоятелю, впервые дни его служения в новом приходе. Благословил меня на то и мой «родной» отец Виктор. И так в храм я пришла по обязанности: «надо помочь». При возрастании нагрузки хотелось все бросить. Но слово «надо» руководило всю мою жизнь. По тому и оставалась на месте.

Но как в таком случае не обратиться к молитве: «Верую, Господи. Помоги моему неверию!» А потом вдруг в один момент, когда недуг приковал к постели, мне открылось: «не я нужна церкви, а мне без нее нельзя!» и на каждом шагу произнося «Господи, помилуй», я доковыляла до родного храма.
И вот опять я, старая, больная женщина, стою за свечным ящиком. И здесь со мной вместе несут мои тяготы братья и сестры во Христе. Они мне помогают жить. А на вопрос «Зачем я в церкви?» отвечаю: «Ищу дорогу к вере».

А. Новикова.
Мордовия, с. Кемля.

***

Только Бог может мне помочь

Ирина Дыдыкина с. Кемля
Ирина Дыдыкина с. Кемля

***

Пискайкин Александр Константинович

ПИСКАЙКИН АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ