Наступали последние дни земной жизни Господа. Приближалось время, когда Единородный Сын Божий, пришедший в мир ради спасения грешных людей, будет предан позорной и мучительной казни — распятию на кресте, как один из преступников.
Но прежде совершения сего великого и спасительного для нас таинства, Господь благоволил явить в последний раз славу Свою, как обещанный пророками народу еврейскому Мессия, как царь не только неба, но и земли.
Незадолго пред этим Господь сотворил одно из величайших чудес Своих: воскресил из мертвых Лазаря, — уже четыре дня лежавшего в гробе. Весть о небывалом чуде, совершенном в Вифании, облетела всю окрестность иерусалимскую. Всем хотелось видеть великого Чудотворца и воскрешенного Им Лазаря. Как бы отвечая на желания народа, Господь вознамерился идти в Иерусалим.
Узнав об этом, весь народ пришел в движение; многие из нетерпения скорее видеть великого Чудотворца, вышли из города навстречу Спасителю.
Господь с учениками уже приближался к Иерусалиму. Когда он пришел в селение Вифагию, находящееся неподалеку от горы Елеонской, то призвав двух учеников Своих, сказал им:
— «Пойдите в селение, лежащее напротив. Пришедши в него, вы найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею. Отвязав его, приведите ко Мне. Если же кто скажет вам что-нибудь, ответьте, что так повелел Господь».
Ученики пошли и исполнили все, что сказал Господь.
Приведя молодого осла, они накинули на него свои одежды, и Господь сел поверх них.
Когда же бесчисленные толпы народа, так страстно жаждавшие видеть Господа, увидали наконец Его, то радостно воскликнули:
— Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних! («Осанна», в переводе с сирийского значит «спаси», «даруй спасение»).
Всеобщий восторг усиливался по мере приближения Господа к Иерусалиму. Взирая на Иисуса, многие снимали с себя верхние одежды и постилали их по пути шествия; другие срезывали ветви тут же в изобилии растущих финиковых пальм и устилали ими путь; иные держали их в руках или торжественно потрясали ими в воздухе. Таким образом, сбылось то, что предсказано было ещё в древности пророком Захариею: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захар. 9,9). Вот торжественная, медленно шествующая процессия, подошла к последней возвышенности, с которой нужно было спускаться вниз до самого Иерусалима. Уже совсем приблизившись к Иерусалиму и взглянув на него ещё раз, Господь восплакал и сказал:
— «О, если бы, хотя бы в сей день ты узнал, что служить к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих!.. Вот придут дни, когда враги твои окружат тебя, окопают тебя со всех сторон и стеснят отовсюду; побьют детей твоих и разорят тебя, так что не оставят в тебе камня на камне, — и все это сделают за то, что ты не узнал времени посещения твоего!»
Торжественный путь Господа окончился около храма. Вслед за тем Господь отправился в храм для преподания учения народу. Заметив здесь торговцев и меновщиков, обративших дом Божий в дом торговли, Господь изгнал их из храма и грозно заметил им:
-«Дом Мой есть дом молитвы; вы же сделали его вертепом разбойников!»
Бывшие в храме и около храма увечные, хромые и слепые, приступили к Господу и Он исцелил всех их.
Юные дети, окружавшие Господа в храме, увидя такие чудеса, не могли остаться безмолвными , но в общем со всеми радостном чувстве, восклицали:
-«Осанна Сыну Давидову!»
Книжники и фарисеи, эти суровые блюстители обрядовой законности, с мрачным умом и холодным сердцем, которым незнакома была безыскусственная радость простых душ, и на сей раз омрачили торжество. Они подошли к Господу и с укором сказали Ему:
-«Слышишь, что они говорят?»
Господь же ответил им:
-«Что же в том вы находите удивительного? Разве вы не читали в Писании: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Псал. 8, 3).
Оставив их, Господь отправился в Вифанию, где и провел ночь.
Так совершился торжественный вход Господень в Иерусалим. Это событие имело глубоко поучительный смысл и значение как для самих современников Господа, так и для нас — христиан, несмотря на то, что нас отделяют целых два тысячелетия от того момента, когда славный Царь Израилев с торжеством вступил в Иерусалим.
Для современников Господа вход Господень был поучителен потому, что Господь явил Себя при вшествии в Иерусалим как Мессия, как славный Царь Израилев.
До сих пор Господь не выступал еще вполне открыто. Он проповедовал и учил постоянно, по всякому поводу и при каждом удобном случае, но проповедовал и учил, по-видимому, как один из многих, как раввин, как народный законоучитель.
Правда многие из слушателей Господа чувствовали, что учение Его какое-то особенное, не похожее на учение книжников и фарисеев, учение святое, возвышенное, и подчиняли сердца свои сему учению. Притом же и многочисленные чудеса, творимые Господом так многократно, говорили сердцу всех последователей Его, что Иисус из Назарета не простой человек, а великий Чудотворец, Сын Божий. Но все-таки многим еще нужно было открытое всенародное засвидетельствование того, что Иисус из Назарета истинно Сын Божий, истинно обетованный Мессия.
Такое-то засвидетельствование и было предложено всем при вшествии Господа в Иерусалим, когда тысячи народа восклицали:
-«Осанна Сыну Давидову!»
Заявив себя Царем Израилевым, Господь вместе с тем указал и на существенную особенность Своего Царства — его духовный характер.
«Се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий», сказал древний пророк. И действительно вшествие Господа в Иерусалим при всей величественности своей было преисполнено кротости и смирения.
Господь вступает в Иерусалим не на колеснице, и копьеносцы не сопровождают Его. Он благоволил воссесть на осля, покрытого небогатыми одеждами учеников. Нужен ли нам еще больший урок смирения, когда мы видим, что «Царь царствующих и Господь господствующих», (1 Тим. 6,15) сидящий на херувимех восседает ныне на жребяти, во исполнение древнего пророчества?
Царь Израилев идет в Иерусалим не для того, чтобы воцарится на престоле земном и земными же благами обогатить народ. Нет, это грядет Царь праведный и спасающий, этот Царь несет с Собою спасение духовное и мир вечный.
Таким образом, объявив Себя Царем Израилевым, Господь вместе с тем предупредительно показал иудеям, что царство Его не «от мира сего» (Иоанн, 18, 36), и что, следовательно, все мечтания иудеев о чувственном царстве земном должны быть оставлены.
Не менее поучителен и для нас вход Господень в Иерусалим по своему символическому значению.
Святой Епифаний Кипрский указывает следующее символическое значение вшествия Господня в Иерусалим:
-«Кого означает осленок?- спрашивает он.- Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, т. е. ни закон, ни страх, ни ангел, ни пророк, ни писание, но только единый Бог — Слово, Который в Вифлееме возлежал в одних яслях с бессловесными, дабы, освободив нас от бессловесия, научить боговедению. Что означает отрешение осленка? Освобождение от идолослужения и прекращение идольских жертвоприношений… В ознаменование чего дети постилали одежду? — В ознаменование совлечения ветхого человека, обнажения и опустошения синагоги. Кого означали песнословившие дети? — Без сомнения, верный народ Церкви, поколение Христово. Что знаменовало схождение Господа с горы Елеонской? — Ничто другое, как сошествие Бога Слова с небес к нам. На кого предуказывают ветви масличного дерева? — На милосердные души; дорога же знаменует тот путь, на котором приобретаются добродетельные деяния, совлекающие нас ветхого человека. Что знаменуют финиковые ветви? Чистые души праведников, которые как финики процветают и как кедры в Ливане умножаются, насажденные в дому Господнем; также они знаменуют победу над диаволом и адом и свободу от власти их, которую доставит Победитель Христос. Кого означали предшествовавшие? — Праведных пророков, а позади шедшие апостолов и язычников, уверовавших после них; град же знаменовал вышний Иерусалим, а святилище — Царство небесное, из которого Христос изгнал иудеев, как недостойных».
Вот и теперь, две тысячи лет спустя после того, как совершилось вшествие Господа в Иерусалим, мы, христиане, с зеленеющими ветвями верб (ваиями) и со свечами предстоим в церквах Господу и в радостном чувстве «Победителю смерти» (тропарь праздника) взываем:
— «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!»
Но ваии для нас, так же как и для древних евреев, не простое украшение, не простая принадлежность торжества, но знамение победы Иисуса Христа над смертью и царством тьмы. Свечи же, держимые нами в руках вместе с ваиями, знаменуют для нас немерцающий свет блаженного воскресения нашего в жизни вечной.