8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

Великая Суббота

 Православные посты    

Великая СубботаВеликая Преблагословенная суббота — так именует этот день Святая Церковь, воспевая на Литургии вместо Херувимской песни: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельские со всяким началом и властию, многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия».

Тело Иисуса Христа было снято с Креста и погребено в пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа. По обычаю иудейскому, тело Христа было умащено благовониями и обвито четвероугольным широким платом — плащаницей. Вход в пещеру, где был погребен Спаситель, был завален огромным камнем. Злоба синедриона догадалась еще и приставить ко гробу стражу, так как иудейские начальники боялись, что ученики тайно унесут тело Учителя и скажут, что Он воскрес. А ученики и забыли в тот час все предсказания Господа о Воскресении. Их сердца, любящие Учителя, были полны великой скорбью.

Синаксарь этого дня говорит, что Страстная седмица превосходит все дни Великого поста, но в самой Страстной седмице самый великий день — это Великая и Святая Суббота. И как при творении мира, создав в шестой день человека, в седьмой день Бог почил от всех дел Своих и освятил седьмой день. Так и ныне, Господь, в шестой день воссоздав истлевшую грехом человеческую природу, обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий день упокоился. Христос — Слово Божие — снисходит с плотию во гроб, сходит и во ад с нетленною и Божественною Своею душой. Но во аде Господня душа не могла быть удержана, искупительным подвигом Спасителя разрушена власть смерти. Христос изводит из ада души праведников, которые до этого времени там пребывали.

На Утрени Великой субботы поется 17-я кафизма. После каждого стиха кафизмы поются или читаются краткие песнопения, посвященные искупительному подвигу Спасителя, Его погребению, прославляющие Господа. Называются эти песнопения «Похвалами». Кафизма разделяется на три части или «статии», которые соответствуют разделению кафизмы на «славы». После каждой статии положена малая ектенья. После третьей статии прежде ектении поются воскресные тропари «Ангельский собор удивися». При пении 17-й кафизмы с «Похвалами» священнослужители с возженными свечами стоят перед Плащаницей. Молящиеся также стоят со свечами.

После пения Великого славословия при пении «Святый Боже…» Плащаница поднимается и выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг храма, чем изображается погребение Господа. Настоятель держит в руках Евангелие и идет под Плащаницей, а священники несут Плащаницу, подняв ее. Несению Плащаницы предшествуют идущие со свечами и двумя лампадами. За Плащаницею следует молящийся народ. По внесении Плащаницы обратно в храм, поется тропарь «Благообразный Иосиф…» и читается паремия, в которой рассказывается видение пророка Иезекииля о будущем воскресении мертвых. Затем следует чтение Апостола, в котором говорится, что Господь есть наша Пасха, наш Искупитель, и читается Евангелие, повествующее о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи.

Литургия служится по чину святителя Василия Великого и соединяется с вечерней. На вечерне на «Господи воззвах» уже поются воскресные стихиры 1-го гласа. После песнопения «Свете тихий» читаются 15 паремий. После чтения 6-й паремии, повествующей о чудесном переходе евреев через Чермное море, певчие поют слова Библейской песни «Славно бо прославися». Чтение паремий заключается пением песни трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки».

На литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую Субботу. Затем поется прокимен «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе…», после чего читается Апостол. После апостольского чтения перед чтением Евангелия вместо «Аллилуия» поется стих из 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», перемежаясь с возглашением остальных стихов 81-го псалма. Во время этого пения в алтаре священнослужители меняют облачения с черных постовых на белые. Также меняются на белое облачения престола и аналоев в храме. Таким образом, к времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Господа, все облачается в светлые одежды.

Вместо Херувимской поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча…». Вместо «Достойно» — ирмос 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Причастен — «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

После литургии бывает благословение хлеба и вина, которыми раньше подкрепляли себя для слушания чтения книги Деяний апостольских и последующей Пасхальной службы, т.к. в древности литургия в этот день служилась вечером. По современной практике, литургия в Великую субботу служится утром. Вечером читается книга Деяний апостольских (полностью), после чего следует Полунощница, на которой поется канон Великой субботы.

По окончании Полунощницы или во время ее, все священнослужители в облачении благоговейно переносят Плащаницу в алтарь и возлагают на престол. На престоле Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении.