В том евангельском чтении, которое мы с вами сегодня слышали за Божественной литургией, Церковь дает нам назидательнейшее указание на то, как должен христианин вести себя в отношении окружающих его людей. Евангелие приводит прямое указание Спасителя: «Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так сами поступайте с ними» (Лк 6:31). Простое правило. Но, если бы это простое правило сейчас человечество взяло себе в руководство, то жизнь бы изменилась, как говорят, как по мановению волшебного жезла. Совсем другая стала бы жизнь.
У нас, к сожалению, бывает так, что если человек хочет исполнять то, что здесь сказано, то начинает он, как говорится, не с того конца. Решил исполнять эту заповедь и ждет, что люди будут к нему относиться, как ему бы желалось… Нет — не ожидай сразу перемен от других, а сам переменись и начни с людьми поступать так, как тебе хотелось бы, что б с тобою обращались. А то не с того конца начинает человек, и получается, что как будто бы намерение было хорошее, да как-то не получилось ничего, именно потому, что не было положено правильного начала.
Кроме того, в этом же Евангелии Господь говорит и о том, чтобы мы любили врагов наших, и благословляли ненавидящих нас. Когда идет речь о высоте евангельского учения, то часто говорят: «Конечно, мы понимаем, как прекрасно учение Господа Иисуса Христа, но оно слишком возвышенно и его исполнить невозможно». Когда вы начинаете спрашивать: «Что же именно считаете вы невозможным в евангельском учении для исполнения?» — то люди отвечают: «Да вот, например, заповедь о любви к врагам. Ну, как ее исполнить?» Вот и получается, что на вопрос: что в нашем Евангелии невозможно, или слишком трудно исполнить — указывают именно на те заповеди Спасителя, по которым Евангелие так чудесно отличается от всех учений человеческих!
Ни в одном учении вы не найдете заповеди о любви к врагам. Господь Иисус Христос эту заповедь дал, и Сам ее исполнил. Помните, как в одном из воскресных канонов говорится: «Ты врага мя суща зело возлюбил еси» — «Ты меня возлюбил, когда я еще был врагом Твоим». Почему? потому что тот, кто нарушает Божий закон, идет против Бога Законодателя, а следственно делается Его врагом. И вот, Господь, так возлюбивший врагов Своих, и нас призывает к тому, чтобы мы любили своих врагов. Именно этой заповедью, христианство так чудесно отличается от всякого другого учения, — а люди говорят, что исполнить ее невозможно…
В чем же, фактически, обвиняют Спасителя говорящие так? — В том, что Он дал заповедь, невозможную для исполнения! Получается, что Он требует того, что исполнить невозможно, а за неисполнение угрожает Страшным Судом… В каком же положении оказываемся мы? Нет, христианин не может допустить такого малодушия и маловерия. Что Господь заповедал, то все возможно исполнить, потому что человек одушевленный ревностью и желанием исполнить Его божественные заповеди, будет иметь Самого Господа Своим помощником. Неверующему — исполнить их действительно невозможно. Но когда Господь Сам поддержит нас Своей всемогущей Десницей, тогда всякое бремя мы сможем понести, всякую заповедь Господню сможем исполнить. Об этом нужно нам, в особенности, помнить теперь, в наше страшное время.
Когда-то Господь Иисус Христос говорил, что настанет время, когда «из-за умножения беззаконий иссякнет любовь во многих», т.е. у многих охладеет любовь христианская из-за того, что слишком умножатся беззакония. Когда мы с вами сейчас выйдем из этого св. храма и снова погрузимся в окружающую жизнь — какой страшный развал видим мы там — какое уклонение и попрание христианских заповедей любви, чистоты и целомудрия! Вместо этого — что? Злоба, зависть, самолюбие, честолюбие, а, главное, разврат неслыханный — такой, которого не было прежде. На улицу выйдешь — сплошные картины бесстыдства — и в живых людях и в театрах и в рекламах, и в печати — почти везде. И кажется, нет места, куда можно было бы укрыться от этой грязи…
И вот этот-то ужас, этот-то распад мы с вами видим теперь. Эта отрава, этот духовный смрад распространяется всюду, и заползает в души человеческие; и даже, казалось бы церковные и верующие люди теперь уже не видят ничего неприличного и непристойного в том, что по существу высокой христианской морали безобразно, грязно, бесстыдно и грешно! Достаточно видеть — в каком виде ходят — и даже приходят в храм Божий — многие православные русские девушки.
О подобном падении нравов, и о таком моральном растлении мы не слышали до нашего времени. Действительно, думается иногда, что пришли последние времена, о которых говорили свв. отцы, предсказывая, что именно такая ужасающая картина будет в последние дни.
Держись церковного уклада жизни, христианин! Когда-то о. Иоанн Кронштадтский указывал на то, что человек, который верен Церкви, исполняет заповеди Господни, исполняет церковные законы, священные правила, устав церковный, — находится внутри церковной ограды, под крепкой защитой благодати церковной. Тогда он и сам устоит, устоит и его семья, если только в ней сохранится бодрый церковный, христианский, строгий русский дух. А если этого не будет, тогда — беда такому христианину и его семье. Значит они уже отравлены и побеждены духом общей распущенности.
Ведь ужас окружающего даже изобразить трудно нашим человеческим словом! Посмотрите на теперешнюю жизнь. Мы видимо как все более и более учащаются самые страшные преступления — и видим также, что теперь государственные законы и правила сплошь и рядом стоят на стороне преступника, а не на стороне его жертвы и не на стороне охраняющих властей. Полное попрание Божеской и человеческой правды. Да когда это было?!
Береги же свою веру, человек-христианин. Будь верным сыном Церкви Православной. Сегодня мы с вами воспоминаем свв. отцов вселенских соборов — тех свв. угодников, которые утвердили спасительные догматы Церкви, ее священные каноны и правила. Кто догматы хранит, кто правила, законы и уставы церковные исполняет, тот находится за крепкой церковной оградой, под крепкой церковной защитой. Только она может нас оградить и спасти от ужаса, который разливается всюду. Аминь.