На территории нашего государства кроме Православной Христианской Церкви, много действуют различных псевдохристианских движений, претендующих на истинность своих убеждений. Основную массу этих религиозных движений составляют протестантские общины. Они известны в нашей стране под именем «Евангельских Христиан». Наибольшее же распространение среди них, получило т.н. движение пятидесятников, которое действует и на территории нашего района.
Большинство людей, посещающих сегодня православные храмы, почти ничего не знают о них и никогда не сталкивались с ними в жизни. Так кто же такие пятидесятники и в чем различие между ними и православными христианами?
Пятидесятничество — одно из позднепротестанских течений христианства, возникшее в начале XX в. в среде американских протестантских общин. Своей целью основатели этого движения провозгласили возвращение к «апостольскому христианству». Прежде всего, оно ассоциировалось для них с изобилием чудесных даров Святого Духа (говорением на «иных языках», многочисленными исцелениями и проч.). Свое наименование они заимствовали от иудейского праздника Пятидесятницы, в который совершилось схождение Святого Духа на апостолов, как об этом повествует книга Деяний (2 глава).
Это движение, несмотря на громкий лозунг, ни насколько не приблизилось к апостольскому учению, как и многие другие протестантские сообщества. Отвергнув Предание как устную форму передачи Христова учения, пятидесятники и их коллеги в основу своего вероучения положили Священное Писание. Причем толкование Сявщенного Писания у них произвольное, от этого в этих общинах возникли различные неправильные суждения о Таинстве Крещения, о даровании верующему человеку Даров Духа Святого и многое другое. Особенной чертой этих лжехристиан является негативное отношение к Православной Церкви и к ее учению.
Одним из главных признаков действия Святого Духа в верующем по учению пятидесятников выражается в говорении на «иных языках». Говорение «различными языками» происходит с помощью разного рода стимуляции, как например пение, танцы, хлопанье в ладоши, барабанный бой, после чего члены общины начинают говорить всякую нелепицу, бессвязный набор звуков. При этом они утверждают, что это не какая -то симуляция, а именно дар Духа Святого. Современные исследования показывают, что этот транс (экстаз, исступление), иначе говоря, измененное состояние сознания, является однозначным общим неврофизическим процессом.
В качестве подтверждения необходимости этой практики пятидесятники ссылаются на книги Нового Завета., как на доказательства того, что доступный им опыт есть ни что иное, как норма христианской жизни, возможная и сегодня. Люди, говорящие на языках всего лишь воспроизводят обычную практику первых христиан. Так, в некогда популярной среди американских пятидесятников книге Роберта Долтона «Языки, как бы огненные» утверждается, что говорение на языках, в той форме, в какой оно существует в современном пятидесятническом движении, совпадает с тем, которое мы видим в Новом Завете и жизни ранней Церкви. Долтон считает, что способность пятидесятников говорить языками и пророчествовать, идентична опыту апостолов, описанному в Деяниях (главы 2, 8 и 19)
Однако при ближайшем рассмотрении это утверждение оказывается несколько поспешным. Прежде всего, необходимо отметить, что в Новом Завете говорится о двух различных видах языков. Например, языки, которыми заговорили апостолы в день Пятидесятницы, были понятны пришедшим в Иерусалим жителям других стран. Они удивлялись: «как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян.2:8)? То есть, дар, полученный апостолами в сошествии Святого Духа, был даром проповеди Евангелия на реальных иностранных языках.
Поэтому можно сказать, что утверждение об идентичности говорения языками сегодняшних пятидесятников и происшедшего с апостолами в день Пятидесятницы неверно.
О явлении дара говорить на различных языках в жизни первых христиан, подробно говориться в послании к Коринфянам. Именно на это апостольское послание и ссылаются пятидесятники.Но если подробно рассмотреть сложившуюся ситуацию в коринфской общине, то мы увидим, что это практика не поощрялась Апостолом Павлом или, по крайней мере, не считалась главным признаком (даром) действования в человеке Духа Святого. Наоборот Апостол Павел в послании к ним настаивает, чтобы христиане больше ревновали о получении даров настоящих – например, любви (1 Кор.12: 31 – 13: 13), которая, несмотря на обилие других даров, по-видимому, мало присутствовала в коринфских христианах.
Совершенно очевидно, что лидеры этого движения мало озабочены тем, чтобы «испытывать духов» (1 Ин. 4: 1), посещающих людей на их собраниях. Главным императивом, по большей части, является запрет на сомнение в подлинности чудес, которое автоматически приравнивается к греху хулы на Святого Духа (Лк. 12: 10). Один из исследователей пятидесятничества обратил внимание на то, что за первые девяносто пять лет существования пятидесятнического движения его авторами не было написано ни одной книги о возможности ложных чудес.
Вообще нужно все-таки обратить нам внимание на Господа нашего Иисуса Христа, а вернее на то, что в Евангелиях не упоминается о Нем как о некоем экзальтированном прорицателе. Наоборот вместо нерационального бреда выдаваемого за голос божества, мы видим внутренне дисциплинированного, ясно выражающегося провозвестника воли Бога –Отца. Так почему же эти мнимые христиане забывают в своем экстазе взирать на Иисуса Христа (Евр.12:2 ;Ефес 5:1 ) и подражать Ему в своей жизни.
настоятель Свято -Дмитриевского храма с.Ульянки протоиерей Диомид Яковлев