Часто в своем приходском служении мне приходиться слышать от своих прихожан вопрос — « как относиться к староверам?». На мой взгляд, этот вопрос звучит неправильно, потому что в нем спрашивают о людях некой старой веры, да и сами они (т.е. староверы) так себя именуют. Чтобы понять кто такие староверы, что это за старая вера у них? И правомочно ли их так именовать? Для этого нам нужно обратиться к истории .
Итак, официальное историческое мнение звучит так: Староверы — это последователи православной веры, отвергшие церковную реформу. В середине 17 века Патриарх Московский и всея Руси Никон ввел ряд незначительных изменений в богослужебной и обрядовой жизни. Например, он предписал совершать крестное знамение тремя перстами вместо двух, чтобы привести русские православные обряды в соответствие с греческими канонами и превратить Москву в Третий Рим.
Вот кажется все просто, часть духовенства вместе с народом не согласилась с этими реформами, и по-прежнему придерживалась старых обычаев или по-другому обрядов. В связи с этим правильно бы их именовать старообрядцами, но никак не староверами. Почему?
На это должно ответить просто. — Ни преподобный Сергий Радонежский, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд — старый ли то, или новый. Изменения обряда в богослужении Церкви происходили уже много раз.
В том числе и в Русской Церкви богослужебные реформы происходили неоднократно. При том же преподобном Сергии в России произошла куда более радикальная реформа богослужения — переход от Студийского устава и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону, действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная реформа у преподобного Сергия Радонежского и других святых не вызвала.Все святые православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие от них, верят в земные вещи, в обряды. Вера, по словам апостола Павла, есть «уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии, двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа? Неслучайно Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и старых книг как суеверие.
Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг. осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви. А Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от Церкви. Неслучайно ещё в 1800 году Церковь создала институт единоверия, где православные христиане могут служить по дореформенным книгам, пребывая в единстве с канонической церковной иерархией.
Что до реальной веры староверов, то православной назвать её нельзя никак. Самое главное в Православии — это вера в Единосущную и Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: «трисущную Тройцу, несекомую секи по равенству, — небось! — едино на три существа, тожде единства и образы три равны». В другом месте он же писал: «на Небе Три Царя сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус Христос». С точки зрения православного учения это — тягчайшая ересь, фактически вводящая многобожие и при этом по-несториански отделяющая Сына Божия от Человека Христа. Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением расколоучителя, но ради его «заслуг» в деле раскола Церкви ему прощают всё — даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех семи Вселенских Соборов.
Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного Серафима и новомучеников — вавилонской блудницей, изменницей, предавшейся антихристу. Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на святое Причастие, называя Его пищей демонов. Как могут считаться после этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью богохульников?
Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда ереси. Они утратили священство и после этого занялись «самоделками». Одни из них — «беспоповцы» стали обычными сектантами, со всеми особенностями протестантских сект — бесконечным дроблением, институтом наставников, включая «женское священство», введённое в старообрядчество на два столетия раньше, чем в самых радикальных сектах Европы; отвержением необходимости всех Таинств, кроме Крещения, хулой на таинство Брака. Другие — «поповцы» попытались создать самочинное священство, воруя у Церкви запрещённых в служении или лишённых сана священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть «поповцев» за деньги сманила греческого митрополита Амвросия, который единолично (вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им «епископов». Так возникло Белокриницкое согласие, а другие «поповцы» получили иерархию от обновленцев (Новозыбковское согласие). Какое это Древнее Православие? Разве Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал св. Причастие? Разве русские святые утверждали, что только в России сохранилась вера? Нет.
В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чём говорили противораскольнические полемисты XVII-XVIII вв. На самом деле старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли первых расколоучителей на бунт против Церкви. Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о «духовном антихристе», о «духовной печати антихриста» (староверы находили антихристову печать в двуперстии, четырёхконечном кресте, паспорте, новых деньгах, переписи и многом другом).
Дорогой во Христе собрат и сестра если вы читаете эту статью и до сей поры считаете себя правыми, то прошу вас одуматься и покаяться в своих заблуждениях. Ведь многие староверы, с которыми мне приходилось общаться, искренне верят в правоту своих взглядов, думая, что исполнение обряда их спасет. Но в Апостольских посланиях мы слышит что нас оправдывает не исполнение Закона(Галл.3:11), а вера в Иисуса Христа Сына Божия Единородного, нас и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося… распятого за нас…. И воскресшаго в третий день по Писаниям. (из Символа Веры)
Братья и сестры, нам не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто пребывает вне Церкви. Спасение наше — не в обряде, а в Боге, и приводит нас к Нему не строгое следование обрядам, а православная вера, действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения, но чтобы были мы соединены в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).
Протоиерей Диомид Яковлев, настоятель Свято-Дмитриевской церкви с.Ульянки