8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

 Праздники    

Протоиерей Александр Шаргунов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Сегодня Святая Церковь совершает память святых отцев шести Вселенских Соборов. Шесть Вселенских Соборов — утверждение веры Церкви, которую мы с вами исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, непочитающих святые иконы. Этот Собор как бы явился печатью всех остальных Соборов.

Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос — просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной, или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он — Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. И каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как мы слово Христово воспринимаем. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос — истинный Бог?

Особое значение имели так называемые Халкидонские — Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы — созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам». То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский — святые догматы — у входа во Святое святых.

Суть Никео-Цареградских Соборов, говорящих о Божестве Христа, сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов — к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют.

Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры: это невозможно, потому что это недвижимый камень, на котором все зиждется. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое. Например, монофизиты. Сейчас довольно регулярно бывают совещания на очень высоком уровне отдельных православных с так называемыми нехалкидонскимимонофизитскими церквами — теми, которые не приняли решения Халкидонского Собора. То есть не признавшими, что человеческое естество Господа нашего Иисуса Христа, не растворяется в Его Божестве, не поглощается Им. И что человеческая природа не изменяется, оттого что Бог воспринял нашу природу, а наоборот, достигает своей полноты, и только во Христе Иисусе мы имеем подлинного Человека. Новое творение, которое соединено уже с Самим Богом, Тем, в Котором человеческая природа выражена в совершенной полноте. Если кто-то из людей хочет стать человеком, он должен следовать за Тем, Кто есть истинный Человек. Христос дает не только образ, Он приобщает Своей жизни, и только так, по мере того, как мы приобщаемся ко Христу, мы становимся самими собою, исполняем свое предназначение, призвание, данное нам от Бога.

Исповедание веры в это никогда не бывает отвлеченным, абстрактным. Когда забывают о том, что Христос — это Человек из Назарета, историческая личность, когда мало уделяют внимания человеческому естеству Христа, тогда с неизбежностью теряется это таинственное равновесие. То и образ Христов становится не таким реальным, каким он должен быть для внимающих Ему и следующих за Ним, он становится немножко мифом. Отсюда все ложные учения, какие появились в роде человеческом, и все бедствия. Поскольку истинный, совершенный человек стал абстрактным, человечество ищет такого человека, который бы отвечал его желанию. Отсюда рождается гуманизм, который в свою очередь развивается в коммунизм и так далее. И наконец то, что начинает совершаться в наши дни — отказ человека от своего человеческого достоинства.

Как естественная реакция на утрату должного внимания к человеческой природе Христа, возникает забота о том, чтобы больше, подробнее сказать о Человеке Иисусе Христе: внимание к Его слову, жизни, ко всему, что произошло с Ним. Но когда это внимание, опять же, становится таким, что Божество Господа Иисуса Христа как бы отступает на второй план и все более и более оттесняется, тогда Христос становится одним из великих учителей духовности, великим социальным преобразователем — чем хотите, только не Господом Иисусом Христом, Богочеловеком.

Тогда происходит нарушение равновесия не только в мире, который постепенно вообще отделяется от Церкви, от тайн человека и Бога, и вырабатывает свои, отделенные от нее учения. Это все более и более совершается в самой Церкви, по крайней мере, в том обществе христианском, которое продолжает себя именовать таковым. Мы знаем, что не только у протестантов широкое распространение получают эти лжеучения, но и среди католиков. Согласно официальной информации, около 30% священнослужителей, во Франции, например, сомневаются в Божестве Господа Иисуса Христа. Для них это просто величайший Учитель человечества. Естественно, вслед за этим и реальность Евхаристии становится символом.

А когда нарушается это равновесие, скажем, у нас? Мы можем быть православными, но по существу только внешне исповедовать свою веру. Когда человеческая природа Христа умаляется, мы становимся монофизитами в своем рассуждении, умствовании, хотя внешне исповедуем себя православными. Наше внимание к страданиям человечества, к грехам, заблуждениям, слепоте человечества практически отсутствует. Мы говорим, что важна молитва, в этом заключается вся наша духовная жизнь. А забота о других людях, с естеством которых Христос соединился в Своем таинственном Воплощении, нас не касается. То есть мы не видим Самого Христа, как Он скажет нам на Страшном последнем Суде. Вот к чему приводит это ложное богословие, которое входит не прямо через дверь — ложные исповедания, а через ложное осуществление той тайны, которую исповедует Церковь шести Вселенских Соборов.

Или наоборот: имеет место чрезмерное внимание к человеческому естеству Христа за счет умаления Его Божества. Мы можем сосредотачиваться только на каких-то земных заботах, забывая о том, что смысл воплощения Божия, смысл Его слова, жизни, смерти и Воскресения в том, чтобы соединить человека с Богом. Чтобы человеческая природа и Божественная соединились по дару Христову, чтобы мы стали, как говорят святые отцы, богами. Невозможно, человеку стать богом, но таков дар Божий, по благодати Его. Не по естеству, а по дару Его любви. Чтобы мы узнали, что значит исповедовать эту тайну Господа Иисуса Христа, которую исповедуют святые отцы: «Буди имя Господне благословенно от ныне до века. Благословен Христос Бог наш, препрославленный вовеки». Святые отцы не находят слов, для того чтобы перед этой тайной вознести хвалу Господу. И дай Бог, чтобы наше исповедание веры было осмысленным, глубоким. Чтобы мы узнали «не плотью и кровью» (Мф. 16, 17), которые не могут никогда постигнуть эту тайну, а смирением всей нашей жизни перед таинственными путями Божиими, которые Он осуществляет в истории и в нашей жизни через послушание всему, чему учит Господь тайной Своего Воплощения, соединением Божественной и человеческой природы, чтобы мы сделались способны принять этот дар, когда Отец Небесный открывает нам истину.

Мы помним, как преподобный Серафим Саровский исцелил Мотовилова, который был хромым и не мог быть исцелен никакой медициной, только одним чудом — чудом исповедания веры. Преподобный спросил: «Верите ли Вы в Господа Иисуса Христа?» — «Верую», — ответил тот. И батюшка тогда сказал ему, чтобы он прочитал Символ веры, который мы каждое утро читаем, поем за каждой Божественной Литургией. Заступничеством преподобного Серафима у Мотовилова было такое исповедание веры, которое сделало возможным совершение чуда. «Если Вы веруете от всего сердца, то чего Вы еще хотите? Вы уже здравы даром Христа. Господь для того и пришел, чтобы верующих в Него исцелить». И он получает чудесное исцеление.

Тайна того, что Бог стал человеком, и что неслитно и нераздельно соединились в Нем два естества — эта вера дает исцеление человеку, народу и человечеству, а отступление от этой веры ведет к болезни и гибели.

Мы слышали сегодня Евангелие об исцелении двух слепых. Как они следуют за Господом Иисусом Христом? Как поразительно сказано в Евангелии: слепые следуют за Христом — это какое же желание нужно иметь, чтобы следовать за Христом, подобно зрячим! Значит, они понимают, что рядом появилась возможность обрести зрение. И это вопрос жизни и смерти для них. С самого начала Господь как будто не слышит их — Он испытывает их веру. Таково ли это исповедание веры, как у нас часто бывает, когда мы одними устами произносим Символ веры. Самое главное — прозрение духовное, чтобы мы увидели, как увидели эти слепые перед собою не просто чудо Богом сотворенного мира, но Самого Господа Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека.

Когда Господь дает нам это зрение, когда светлый день, когда Он дает благодать, легко нам идти за Господом нашим и исповедовать Его. Но когда полная тьма, и мы как будто бы слепые, как слепорожденные, и никогда ничего не видели, то для человека подвиг — следовать за Христом, говорить Ему: «Наставниче!» — и, умоляя Его об исцелении, исповедовать веру в Него.

Дай Бог нам также помнить о втором чуде, когда Господь дарует немому язык говорить и приносить хвалу Господу, после чего происходит разделение в народе. Одни — хромые, убогие и отверженные, нищие, которых за людей, может быть, не считают, дескать, что с ними говорить, они и веры никакой не знают — говорят, что никогда не было такого от века в Израиле и в роде человеческом. Другие замышляют, как убить Того, Кто совершил это чудо. Другие — это богословы, которые жизнь свою посвятили изучению тайн веры, и являются религиозными учителями народа. Вдруг когда тайна веры является самой вещью, когда наступает прозрение слепого — такое разделение! Господь дарует не только исцеление одному человеку, двум людям, не только кого-то немого и глухого делает способным приносить хвалу Господу, но говорит нам, что если мы хотим стать зрячими на самом деле, если наша хвала, исповедание имени Господня нелицемерно, мы должны сострадать и слепоте и страданию других людей вместе с Господом нашим Иисусом Христом, Богом, ставшим человеком ради спасения каждого человека. Аминь.