Великий дар свободы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы вспоминаем великое событие, послужившее началом спасения человеческого рода. Наше сердце и ум недостаточно глубоко проникают в смысл Благовещения. Для нас это просто радостный праздник, в который мы по обычаю приходим в церковь. Однако даже такое поверхностное восприятие не умаляет значимости того события, какое произошло в этот день почти две тысячи лет назад.
О Благовещении нам повествует евангелист Лука. Некоторые дополнительные подробности этого события мы можем почерпнуть также из Церковного Предания.
«Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (ст. 26-27).
Пресвятая Дева с самых малых лет пребывала во Святая Святых Храма Господня и, насыщаясь божественной благодатью, духовно преуспевала. Она достигла высочайшего духовного состояния, какого не достигал никто из людей, стремившихся угодить Богу своим служением и молитвой. Дева избрала для Себя самое скромное положение: захотела, ничем не выделяясь из среды людей и сохраняя свое девство, пребывать в непрестанной молитве за весь мир, совершать служение Богу втайне, просить Его о том, чтобы обетованный Мессия – Христос – пришел для спасения человеческого рода. В те времена девице было невозможно оставаться незамужней, поэтому Деву Марию под видом брака отдали на попечение праведному Иосифу, который в действительности являлся лишь Ее опекуном.
Святой Иосиф был уже старцем и вдовцом, когда по откровению его избрали стать обручником Пресвятой Девы. Они жили очень скромно в городе Назарете, который не был примечателен ничем, кроме дурной славы, ходившей о его жителях, как о людях невежественных в религиозном отношении. Праведный Иосиф, хотя и был из царского рода, но об этом мало кто знал, поскольку он по бедности своей имел ремесло плотника. Сама Пресвятая Богородица оставалась в неведении об уготованной Ей судьбе и вовсе не помышляла о том, что именно Она должна послужить воплощению Сына Божия, пришествию в мир Христа.
Предание Иерусалимской церкви рассказывает, что в Назарете было два источника воды. Один находился в самом городе, и туда ходило большинство жителей, а другой – за его пределами, куда ходить было неудобно. Пресвятая Дева, любя уединение и не желая лишний раз общаться с людьми, отвлекавшими Ее от молитвы, избрала этот отдаленный источник и приходила на него за водой.
Сейчас на этом месте расположен древний греческий храм. Сохранились даже ступени, по которым ступала Пресвятая Дева. Но по благочестивому обычаю Святой Земли вход к источнику заложен, ибо места, которых касались ноги Спасителя или Божией Матери, стараются огородить, чтобы нога обыкновенного человека там не ступала.
По преданию, когда Пресвятая Дева была на этом источнике, Ей явился Архангел Гавриил и сказал:
«Радуйся Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами» (ст. 28).
Архангел Гавриил – это один из архистратигов Божиих, вождей Небесного воинства, и по чину своему является Серафимом. Для чего же был послан именно Серафим, всегда предстоящий пред престолом Вседержителя, созерцающий Его славу и получающий от Него Божественное откровение? По учению священномученика Дионисия Ареопагита, откровение передается постепенно: от высших Ангелов — к низшим, а от низших – людям. Но Пресвятой Деве оно было преподано не через цепочку ангельских чинов, а тем, кто являлся непосредственным созерцателем славы Господней, кто получил великое и непостижимое откровение от Самого Бога. Это нужно было для того, чтобы уверить Ее, придать столь необычному, невозможному благовещению большую убедительность в Ее глазах.
Явление Архангела на источнике было первой частью Благовещения. Божия Матерь, пораженная сказанными Ей словами, недоумевала, что же означает такое к Ней обращение. Ведь смиренный человек, когда его начинают хвалить, искренне не понимает этого и удивляется, потому что не видит, не замечает в себе ничего доброго, хотя бы и имел великие добродетели. Он видит лучшее в других людях, а свои добрые дела считает чем-то малозначащим или само собой разумеющимся. И Пресвятая Дева Богородица, преуспевая в духовной жизни более всех людей, конечно, и смирение должна была иметь самое глубокое. Вот почему от слов Архангела Гавриила Она преисполнилась недоумения.
Видимо, ничего подобного Дева Мария никогда прежде не слышала, хотя до её мнимого замужества во время пребывания в Храме Господнем Ей часто являлись Ангелы. Итак, услышав такие необычные слова, Пресвятая Дева набрала воды и пошла в Свой дом. По дороге у Нее было время поразмышлять над услышанным, чтобы потом лучше понять и вторую часть Благовещения. Вернувшись домой, Пресвятая Дева вновь видит явившегося Архангела Гавриила.
Сейчас на месте второго явления Ангела воздвигнут католический храм, под огромным куполом которого находятся сохранившаяся часть комнат дома праведного Иосифа и та горница, где произошло явление Архангела Гавриила.
«И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (ст. 30–32).
Это необыкновенные слова, которые мы с трудом понимаем и вмещаем в свое сознание. Но православные христиане и не пытаются доказать, что чудесные события, описанные в Святом Евангелии и известные из Церковного Предания, являются чем-то обыкновенным, а потому и достойным доверия. Напротив, мы еще сильнее, чем неверующие люди, изумляемся именно необыкновенности и чудесности всего происшедшего, признавая при этом его действительность.
Для того чтобы еще больше возблагодарить Бога, мы постоянно подчеркиваем необычайность описанного в Евангелии. Неверие же происходит совсем не из-за отсутствия каких-либо разумных доводов к принятию евангельского учения, но из чувства неблагодарности, из нежелания славить Бога за те многочисленные благодеяния, которые Он изливает на нас каждое мгновение нашей жизни.
Святые отцы, стремясь правильно постигнуть зачатие Девой во чреве, разработали подробное учение, чтобы никакой немощный разумом или лукавый человек не смог нечаянно или сознательно исказить догмат о воплощении Сына Божия.
Невместимый, беспредельный, бесконечный и вездесущий Бог не мог в буквальном смысле слова вместиться во чреве Девы Марии. Мы употребляем образное выражение, говоря, что чрево Божией Матери стало «пространнее небес». Правильнее говорить, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воспринял на Себя человеческое естество, заимствовав его от Пресвятой Девы Богородицы. Он как бы оделся в человеческое естество, в плоть, соединенную с разумной душой. И отныне уже непреложно, неизменно, на все веки Сын Божий познается не только как Бог, но и как человек, и общается с нами через Свое человечество.
Имя Иисус означает «Спаситель», а точнее «Спасение Божие». В истории человечества это имя встречалось и раньше, например, его носили некоторые праведники, такие, как Иисус Навин и Иисус сын Сирахов, да и просто обыкновенные люди. Поэтому для тех, кто был чужд благодати Божией и не понимал происходящего, это было самое обычное человеческое имя, которое Иосиф и Мария дали своему сыну. Но для ищущих спасения оно явилось великим символом, в нем открывался смысл служения Этого необыкновенного человека и чудотворца (каким они воспринимали Христа): спасение всех людей.
«И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки» (ст. 32).
Под «домом Иакова» имеется в виду не только израильский народ, но и все духовные израильтяне, то есть потомки Иакова по духу. Патриарх Иаков имел чудное видение: он видел Бога и боролся с Ним, за что был прозван Израилем – «зрящим Бога». И потому вся Церковь отныне называется Новым Израилем или, как сказано в Евангелии, домом Иакова, над которым воцарился Господь Иисус Христос.
«И Царству Его не будет конца» (ст. 33).
Мы живем вне Царствия Божия только потому, что сами удалились от него по своим грехам и нерадению. Царство Божие уже наступило – Господь Иисус Христос царствует над наследием Божиим. Нет более высшего состояния, чем то, в котором Христос пребывает сейчас, ибо Он не только Своим Божеством, всегда неразлучным с Божеством Отца и Святого Духа, но и Своим человечеством, сподобившимся непостижимой славы, восседает одесную Бога Отца.
«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (ст. 34).
Естественно, Пресвятая Дева знала, что дети рождаются от близости с мужем, и недоумевала, как это может произойти с Ней, давшей обет девства. Это доказывает Ее необыкновенное смирение: вступив в подвиг молитвы за весь мир, Она совершенно ничего не ожидала для Себя.
«Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (ст. 35).
То есть это произойдет не обыкновенным порядком; но Бог, Который может все, сотворит с Тобой необыкновенное чудо. Для людей, опытно не испытавших действия Божественной благодати и знающих о всемогуществе Божием с чужих слов, благовестие Архангела Гавриила ничего не значит. Однако для Пресвятой Девы Богородицы, познавшей полноту Богообщения, слова Ангела были достаточным убеждением. Она понимала значение выражений «сила Всевышнего» и «действие Святого Духа» и сознавала, что с Ней говорит не человек, а Ангел, который не может ошибаться или преувеличивать.
«Посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (ст. 35),
то есть не только действительно будет Сыном Божиим, но и получит такое имя у людей, желающих познать истину. Сын Божий действительно воплотился, но большая часть человечества отрицает это. Так что чудо состоит не только в самом воплощении, но и в том, что есть люди, которые, как мы, в это верят и искренно называют Христа Сыном Божиим.
«Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц» (ст. 36).
Для людей самым лучшим доказательством и убеждением всегда является какой-либо пример из реальной жизни. Чтобы укрепить в Деве Марии веру в возможность необыкновенного и неповторимого чуда воплощения Сына Божия, Архангел Гавриил воспользовался таким примером, упомянув о менее значимом, но также чудесном событии – зачатии Иоанна Крестителя, Предтечи Господня.
«Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (ст. 37).
Люди часто ошибаются, преувеличивают свои возможности или лгут, говоря о таких вещах, которые не в состоянии исполнить. Но Бог не может ни солгать, ни передумать, подобно человеку. Всемогущий Господь может совершить даже то, что человеческому рассудку представляется совершенно невозможным. И значит, если Бог о чем-то сказал, это обязательно произойдет.
Пресвятая Дева Мария, уверившись в необыкновенном благовещении, уверившись в Своей богоизбранности, произнесла краткие, исполненные глубокого смирения и самоотверженной веры слова:
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (ст. 38).
В это мгновение, когда Ангел еще не отошел от Нее, произошло великое, непостижимое чудо боговоплощения: на Пресвятую Деву нисшел Святой Дух и Господь, как сказано в церковных песнопениях, исткал для Себя во чреве Девы Марии багряницу, то есть царскую одежду. Этой одеждой была человеческая плоть, человеческое естество Господа Иисуса Христа.
Произошло то, что выше человеческого понимания, выше всякого объяснения. С Боговоплощения началось спасение человеческого рода. Без него не было бы возможно ни существование Церкви, ни вся евангельская история, ни освобождение человека от власти греха. Это был единственный способ, изобретенный, если так можно выразиться, Богом для того, чтобы и человеческую свободу сохранить, и желающим спастись дать возможность восстать из прародительского грехопадения, переменить свою жизнь и соединиться с Богом.
Когда находишься на святых местах описываемых евангельских событий, действительно чувствуешь, что здесь произошло нечто непостижимо великое. От самих камней исходит великая Божественная благодать. Когда Спаситель входил в Иерусалим для Своих крестных страданий, и еврейские отроки восхваляли Его, восклицая: «Осанна сыну Давидову!», а фарисеи пытались заставить их молчать, Иисус сказал: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40).
Обычно эти слова справедливо понимают в том смысле, что когда еврейский народ отпадет от веры, тогда язычники, до той поры пребывавшие в состоянии окаменения, начнут восхвалять Бога. И это действительно произошло. Но ничто не мешает нам увидеть здесь и самый буквальный смысл.
Сначала о Христе свидетельствовали евреи как первые Божии избранники, а также апостолы и первые мученики, бывшие очевидцами Его земной жизни, славы, чудес и Воскресения. Из Священного Писания мы знаем, что с момента Воскресения Христова до Вознесения около шестисот человек видели Христа воскресшим. Но после того как все эти люди ушли из жизни, свидетелями Божественной славы Христа остаются сами камни, среди которых происходили евангельские события.
Это и тот источник, около которого в первый раз явился Архангел Гавриил. Это и стены комнат, где происходила вторая часть Благовещения и чудо Боговоплощения. Все эти древние святыни Иерусалимская Церковь, несмотря на свою бедность, старается сохранить в неприкосновенности.
При всей видимой бедности и даже некоторой убогости святых мест верующие люди чувствуют, что камни Святой Земли действительно вопиют и подтверждают истинность повествования Священного Писания. Благодать святого града Иерусалима и других мест — Вифлеема, Назарета – столь велика, что кажется, она распространяется на все вокруг: на дома, улицы, людей, пусть и неверующих. Там все пронизано благодатью. Даже иноверующие и вовсе неверующие люди чувствуют присутствие святыни в этих местах.
Один человек, бывший свидетелем схождения благодатного огня на Гроб Господень в Великую Субботу, сказал, что для него теперь самым великим и непостижимым «чудом» является то, как люди после таких дивных Божиих дел, которые и руками можно осязать, не верят. Не верят в то, что очевидно, чему есть многочисленные свидетельства и свидетели. В этом состоит страшное «чудо» человеческой свободы.
Событие Благовещения имеет такую сторону, которая, как правило, проходит мимо нашего внимания. Однако рассмотреть ее будет для нас полезно. Мария – Раба Господня, как Она Сама о Себе говорит, и поэтому Она, казалось бы, должна была исполнить любое повеление Божие (что Она и сделала). Зачем же Архангелу Гавриилу нужно было приходить к Ней, объяснять, что должно произойти, и ждать Ее согласия, выразившегося в словах «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»?
Потому Архангел ждал от Нее согласия, что Бог охраняет человеческую свободу, дарованную нам при сотворении и представляющую собой одну из черт образа Божия в человеке. Ведь если нет свободы, значит, не нужен человеку и разум. Если нет свободы, то нет и бессмертия. Если нет свободы, то как в человеке проявится любовь? Ибо в таком случае любовь будет уже не свободным чувством, каким она должна быть, а вынужденным.
Итак, по отношению к этой величайшей из всех людей Праведнице Господь являет Свое необыкновенное, непостижимое для нас человеколюбие. Он спрашивает Ее через Архангела Гавриила, убеждает.
Убеждает прежде всего самим явлением пламенного Серафима, а также его многими удивительными словами. Напоминает Ей о той благодати, какую Она до сих пор испытывала, рассказывает о происшедшем шесть месяцев назад с Елисаветой великом чуде, подобном тем, какие совершались с древними праведными женами. Убеждает Ее и ждет, чтобы Она дала Свое согласие, без которого не совершает того, что должно было послужить нашему спасению, – Боговоплощения.
И Пресвятая Дева дает это согласие. Но что было бы, если бы Она по какой-нибудь причине не сказала так, как сказала? Если бы Она не поняла произнесенного Архангелом благовестия или по смирению отказалась от предназначенного Ей подвига? Конечно, говорить об этом сейчас, когда все уже произошло, и мы знаем, что так должно было быть, возможно, даже дерзко. Но мы рассуждаем таким образом, стремясь понять значение подвига Пресвятой Девы.
Если бы Она не сказала: «Се, Раба Господня…», то не совершилось бы наше спасение, не произошло бы воплощение Сына Божия. И потому Ее свободное послушание, свободная любовь к Господу стали необходимым звеном в этом великом деле. Если бы Пресвятая Дева проявила обычное человеческое чувство, человеческую немощь: страх, непонимание, малодушие, пусть даже и смирение, в данном случае неуместное, – тогда бы не произошло то, что произошло.
А если кто-либо возразит, что Господь нашел бы другого человека и через него совершил спасение, то спорящему мы зададим следующий вопрос: «Почему же Господь не обрел другого такого человека до рождения Пресвятой Девы?»
Нет, мы не должны думать, что, как говорится, «незаменимых людей нет». В деле Промысла Божия, в деле спасения человеческого рода незаменимые люди есть. И без этих воистину великих людей – великих не в глазах человеческих, но перед Богом – Господь не может исполнить того, что Он намеревается сделать. В этом выражается великая любовь Божия к людям: Он не нарушает их свободы даже из любви к ним.
Размышляя о великом событии Благовещения, происшедшем две тысячи лет назад, мы должны сделать для себя правильные выводы и разумно пользоваться великим даром-свободой, которую Господь даровал нам вместе с бытием.
Источник: Сайт Ново-Тихвинского женского монастыря