8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

Неделя Святых Праотец

 Православные посты    

Неделя Святых ПраотецПраотцы являются предками Иисуса Христа по человечеству и тем самым прообразовательно участвуют в истории спасения, в движении человечества к Царству Небесному. Празднуя память  живших до Рождества Христова  и просиявших  подвигами   веры,  тем самым Церковь нам указывает путь от Адама перстного  до Адама –Христа, человека плотию растлеваемаго до человека нравственно совершенного.
К праотцам относятся прежде всего ветхозаветные патриархи (греч. πατριάρχης, родоначальник, праотец). Церковь почитает десять допотопных патриархов, которые, согласно Библии, были образцами благочестия и хранителями обетования ещё до дарования Израилю Закона и отличались исключительным долголетием (Быт.5:1-32).
Адам-первый  человек,
Авель  и Сиф –сыновья Адамовы ,
Енос-сын Сифа при котором как замечает Священное Писание стали поминать имя Божие т.е. появились первые начатки религиозного служения ,
Каинан-сын Еноса,
Малелеил(восхваляющий Господа)- так переводиться это имя древнего праведника сына Каинанова,
Иаред –сын Малеиила, поживший согласно книги Бытия 962 года в связи с этим долгожителем связано выражение «Аредовы веки» ,
Енох – сын Иареда, в пятой главе Книги Бытие говорится, что Енох «ходил пред Богом» и прожил 365 лет после чего «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24). Эти высказывания истолковываются, , как указания на то, что в отличие от других патриархов Енох не умер, так как Бог взял его на небо, освободив от вызванной грехами прародителей смерти, в награду за благочестие.
Мафусаил – сын Еноха, прославившийся своим долголетием: он прожил 969 лет, его имя стало нарицательным для обозначения долгожителя («мафусаилов век»).
Ламех-сын Мафусаила,
Ной – сын Ламеха, последний (десятый) из ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама и живших  до потопа.

Также в этот день чествуются и праведные праматери:
Ева – первая женщина, праматерь всего человечества .
Сарра – жена Авраама, ее история жизни содержится с  11- ой по 23-ую главу книги Бытия.
Ревекка —  жена Исаака сына Авраамова,  в книге Бытия она описывается как женщина красивая, приветливая, предупредительная даже к незнакомым, с сильными чувствами симпатии и антипатии (Быт. 27:46), с глубокой верой в Бога (Быт. 25:22).
Лия и Рахиль – жены Иакова сына Исаака.  Рахиль  младшая сестра Лии, история женитьбы Иакова  описана в 29-ой главе книги Бытия. Рахиль умерла при родах Вениамина около Эфрата, который называется также Вифлеем (Бейт-Лехем).
Знаменитая Гробница Рахили в Вифлееме существует с глубокой древности и является местом паломничества. В 1840 году Моше Монтефиоре после посещения этих мест пожертвовал деньги на реставрацию могилы. Это место свято как для евреев, так и для мусульман и христиан.
Рахиль символизирует не только мать, которой рождение ребёнка стоило жизни, но и мать, до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей.

Асенефа – жена праведного Иосифа Прекрасного,  согласно книге Бытия , Асенефа являлась девушкой знатного рода, которую дал Иосифу в жены фараон, когда началось его возвышение:  «И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифара, жреца Илиопольского»  (Быт.41:45).

Мирьям ( с евр. «горечь») или по латинскому переводу Библии Мария — пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея (Исх.15:20). О жизни Мирьям в Библии рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мирьям пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин (Исх.15:20, 21).

Девора — героиня библейской книги «Судей», четвёртая по счёту судья Израильского народа и пророчица эпохи Судей (XII—XI в. до н. э.).
Девора жила в смутную эпоху Судей: евреи сравнительно недавно завоевали Землю   Израильскую (которая перед тем называлась Ханаан) под предводительством Иисуса Навина), и со всех сторон на них нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из египетского рабства. Слыша мольбы своего народа, Девора не могла оставаться равнодушной, поэтому она призвала колена Израильские  встать на защиту  своих жен и детей, при этом она ободряла народ  предсказаниями о победе над  ханнанскими племенами. У потока Кишон израильское ополчение встретилось с войском финикийского полководца Сисары. Объединённые великой идеей народного освобождения и ободрённые счастливыми предсказаниями Деворы и её личным присутствием на поле брани, израильтяне близ Мегиддо наголову разгромили Сисару, которому не помогли даже его многочисленные колесницы. Сам Сисара погиб во время бегства с поля брани от руки Иаили (Яэль) — женщины из кенитского племени, которое издавна было дружно с израильтянами. В память этой блестящей победы Девора и Барак  военачальник Израиля сложили благодарственный гимн Богу, известный под названием «Песнь Деворы» (книга Судей  глава 5). О дальнейшей её судьбе ничего не известно. Неизвестно, где и когда она умерла и продолжала ли она и после этой битвы судить народ и руководить им своими пророчествами. Известно только, что её победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (Суд.5:31).
Руфь— знаменитая библейская праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Родом моавитянка, она настолько привязалась к своему новому родству по мужу (еврею из Вифлеема), что  после смерти мужа не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью . Она приняла её религию и переселилась с ней из Моава (куда Ноеминь с мужем временно удалялись из Израиля по случаю голода) в Вифлеем где они и поселились. Праведность и красота молодой Руфи были причиной того, что она стала женой знатного Вооз а и стала таким образом прабабкой (праматерью) царя Давида.
Олдама — персонаж Ветхого Завета, пророчица, современница пророков Иеремии и Софонии. Рассказ о ней содержится в 4-ой книге Царств.22:14-20.
Иудифь ( с евр. «хвала Господа») — Иудейская героиня, патриотка и символ борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке, «красива видом и весьма привлекательна взором»  (Иудифь.8:7). После того, как войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он напился и заснул, она отрубила ему голову, и принесла её в родной город, который таким образом оказался спасен.

Есфирь – история об этой женщине спасшей свой народ рассказывается в одноименной книге Священного Писания.
Пророчица Анна ‎) — мать пророка Самуила (1-я книга Царств.1; 2:1-21).
Происходила из города Армаефма, состояла в супружестве с Елканой (Эльканой), мужем из колена Левиина. Была неплодной, поэтому её муж взял себе другую жену — Феннану. Анна сильно скорбела и много молилась Богу. Однажды в Силоме, она молилась, упав перед  Скинией, и первосвященник Илий , увидев, как шевелятся её губы, принял Анну за пьяную и укорил её. Но Анна рассказала ему о своём горе, и Илий произнес: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое».
После этого она зачала, и родила Самуила (букв. «испрошенный у Бога»). Когда мальчик подрос, его отвели в Силом к Илию и посвятили Господу. Самуил же остался при Скинии служить Господу. Впоследствии Анна имела ещё трёх сыновей и двух дочерей.

Сусанна( в переводе с евр. «Лилия») —  история о ней рассказывается в книге пророка Даниила. Сказание рассказывает о том, как во время вавилонского пленения (с 598 по 539 до н. э.) одна прекрасная еврейка была ложно обвинена в распутстве  двумя высокопоставленными развратными старцами, домогавшимися ее. В истории Сусанны Библия дает урок как нужно хранить целомудрие, несмотря  на угрозы. Особое значение в этой истории, например святитель Иоанн Златоуст предаёт молитве Сусанны: когда её вели на казнь она не потеряла надежды, а обратилась к Богу и ответом на её молитву  стало действие Святого Духа на пророка Даниила, заступившегося на суде за нее  В лице богобоязненной целомудренной Сусанны  дается ободряющий пример женщинам  не бояться не только угроз, но и насилия со стороны мужчин, склонявших их к преступной связи, и в уповании на Господа, хранить свято супружескую верность
В заключении Златоуст пишет что Сусанна «прославлена пред людьми, возвеличена пред ангелами, увенчана Богом» и призывает — «ей подражайте, жены».

Все выше перечисленные праведники Ветхого Завета жили по выражению Апостола Павла верою и надеждою на Бога. Этим самым и нам дается пример в чем искать опору и упование в нашей многотрудной и обремененной грехами жизни . Будем почаще открывать книги Священного Писания и назидаться удивительными историями живших некогда праведных мужей и жен.
Вот так в Священной истории Ветхого Завета мы видим, что Господь призывал людей, которые были в тяжких, трудных обстоятельствах, которые уже ни на что земное не могли рассчитывать. Их ожидало только отчаяние, но отчаяния они не допустили. Потому  Господь Иисус  и сказал: «Не бойся, только веруй». Вот это они и выполнили — не боялись, а только веровали и твердо стояли в надежде и любви ко Господу. За это-то мы и прославляем их имена в неделю праотец. Аминь.

Составлено по материал Интернет ресурсов. Составитель протоиерей Диомид Яковлев, настоятель храма с.Ульянки  Ичалковского района