Родилась 7 марта 1968 года в поселке Смольный. Отучившись один год в общеобразовательной школе, поступила в Саранскую музыкальную школу-интернат. С 1983 по 1987 год училась в Саранском музыкальном училище (по классу фортепиано), по окончании которого вернулась в Кемлю, работала преподавателем в музыкальной школе. В 1997 году заочно окончила музыкальный факультет Мордовского государственного педагогического института. С 2012 года – директор Кемлянской школы искусств (при этом продолжает преподавать). Замужем, один сын и один внук. Проживает в поселке Смольный.
Тяга к музыке у Маши проявилась еще в самые нежные детские годы. Будучи совсем маленькой, она приходила на работу к маме (та работала продавцом), где ей ставили стульчик, забравшись на который Маша самозабвенно исполняла едва ли не весь репертуар Людмилы Зыкиной. Вся улица знала о таланте маленькой артистки и как то раз соседи принесли ее родителям газету, в которой было объявление о наборе детей в саранский музыкальный интернат. Вот так, с восьми лет до сегодняшнего дня, жизнь Марии Петровны связана с музыкой. И в храме, получается, она трудится по специальности.
«Петь в храме, – вспоминает Мария Петровна, – меня, вместе с другими преподавателями музыкальной школы, в свое время позвал еще покойный отец Виктор Бабушкин. Во время пасхальной службы в ичалковской церкви мы отдельные праздничные песнопения исполняли. А сюда, в Рождество-Богородичный храм меня пригласили через год после его открытия – в ноябре 2002 года. Мне было как-то стыдно отказаться, я боялась – получится ли у меня, но всё-таки пришла на спевки к матушке Елене. Думала что это временно, попою на Рождество и всё. А получилось, что уже больше десяти лет здесь на клиросе».
Вот так, исподволь, Мария Петровна и верующим человеком стала, душа сама этого запросила. Порог храма она впервые еще в детстве переступила, когда мама водила ее в ичалковскую церковь причащаться, но всерьез стала задумываться о Боге, уже когда там на клиросе стояла. Понемногу посты стала соблюдать, хотя давалось это поначалу тяжело. А после того, как перенесла тяжелую операцию, окончательно поняла, что нужно воцерковляться. В открывшийся кемлянский храм приходила исповедоваться и причащаться. Тут, наверно, ее отец Иоанн и заметил, пригласил на клирос.
Пришлось Марии Петровне, в связи с этим, пройти и через семейные неурядицы. Муж поначалу сильно противился тому, что она постоянно в храм ходит, называл ее «монашкой». До открытых скандалов, слава Богу, не дошло (батюшка, которому она рассказала об этой проблеме, «воевать» ей запретил), два года смирением и личным примером показывала супругу, что в вере ничего плохого нет. А теперь он и сам в храм ходит (не каждое воскресенье, но по большим праздникам обязательно), уже несколько лет Великий пост соблюдает. Со временем и обвенчаться согласился, хотя поначалу это предложение воспринял в штыки, даже не объясняя – почему. Сына тоже постаралась в Церковь привести, он сейчас в Москве живет, внука Тёму там крестили, всей семьей в храм ходят, хоть и не так часто, как хотелось бы.
И вот ведь как Господь управил: смиряя супруга, она смирилась и сама. «Знаете, было во мне такое, – признается Мария Петровна, – если мне что-то не нравилось, что-то было не по мне, я начинала, как старушка какая, «жужжать»: мне казалось, что на меня какое-то давление со всех сторон идет. А походив в храм, стала воспринимать всё, что со мной происходит, спокойно. Если есть какие-то проблемы, значит это Господь мне их посылает, и мне это надо пройти для моей же пользы. И ни в коем случае нельзя роптать на Бога, если что-то не получается. Господь всё дает вовремя, он знает, когда тебе это надо, и не надо его торопить».
Постепенно и подруги стали в храм ходить, спрашивать ее о вере, о церковной жизни. Не смея рассуждать о таких вопросах, Мария Петровна больше рассказывает им о своих паломнических поездках, тем более, что рассказать есть что – столько раз в Наровчатских монастырях была, в Троице-Сергиевой лавре, в Дивееве, в Оптиной пустыни.
«Я ведь и не знала, – улыбается Мария Петровна, – что Оптина не так уж далеко от нас – в Калужской области. Я думала, что это где-то далеко-далеко и я туда вообще никогда не попаду. А оказалось, что это от Москвы не так и далеко. Организовали поездку. И вот, знаете, мы там только вышли из автобуса, как сразу почувствовали, будто тепло от земли идет, словно мы в рай попали. Мы там первые часы на цыпочках ходили и разговаривали шепотом. А когда через несколько дней стали уезжать, говорим: «Девчонки, а что это с нами было?» И сразу же захотелось вернуться туда, еще раз ощутить это».
В храме Мария Петровна нашла и новых подруг. С одной из них – Ольгой Ивановной Белодедовой, учителем русского языка – она вот уже лет пять организовывает знаменитые рождественские и пасхальные представления, которые недавно были высоко оценены Высокопреосвященнейшим митрополитом Зиновием на ежегодном собрании духовенства Саранской епархии. За Марией Петровной всё музыкальное оформление – подбирает песни, проводит прослушивание (выступать в этих представлениях хотят очень многие).
«Если бы раньше мне сказали, что я буду организатором таких концертов, я бы в жизни не поверила. Это провидение Господне, не иначе. Почему эти выступления такие удачные получаются? Даже не знаю. Наверно с Божией помощью, молитвами отца Иоанна. Сколько раз было так, что мы сценарий и музыкальные номера не могли подобрать, а время идет, надо уже репетиции вовсю готовить. Помолишься, причастишься, и как-то само собой всё получается: и сценарий находится, и дети талантливые приходят. Это ведь колоссальный труд – беготня, суета, но когда после представления в нашем Доме культуры или в Саранске, в Национальном театре люди выходят и благодарят, то это так приятно».
Трудно было удержаться, чтобы не спросить:
– Мария Петровна, а после Оптиной пустыни кемлянский храм не кажется Вам скучным и обыденным?
– Даже мысли такой не было. Знаете, иногда из-за загруженности на работе я могу две недели не приходить в наш храме, я потом приду на службу, и вот только батюшка возглас дает, у меня душа разворачивается, думаю: как хорошо, что я сюда пришла. Сюда бежишь, как к родителям, потому что тебя здесь выслушают и примут всё, что ты ни скажешь. И какие-то мысли хорошие рождаются, словно у самого Господа благословения просишь и получаешь это благословение.
* * *
Настоятель кемлянского храма отец Иоанн отзывается о Марии Петровне Илларионовой так:
«Она талантливый руководитель, очень ответственный и обязательный, отзывчивый и общительный человек. Не знаю, как бы мы без нее наши праздничные концерты готовили. И храм она не оставляет, по воскресным дням на клиросе поет. Бога любит человек, честно трудится, с ревностью. Мы с ней семьями дружим, супруг ее Володя в храм приходит, сестры у нее очень добрые. Мария Петровна, она по жизни такой оптимист, никогда не унывает, молодец».