Апостол Иаков завещает христианам в случае болезни призвать священников для молитвы и помазания елеем. Церковь исполняет этот наказ, |
Соборование (Елеосвящение) — одно из семи таинств Православной Церкви. Во время Соборования священник помазывает верующих освященным елеем (маслом), и на них призывается благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные болезни.
Кроме исцеления тела, в таинстве Соборования испрашивается и отпущение грехов. Дело в том, что большинство болезней являются следствием греха. И сам грех — это болезнь; болезнь духовная. При Соборовании отпускаются забытые грехи (но не сознательно утаенные на исповеди), к примеру — забытые по причине своей малозначимости для человека. Многие думают, что соборование совершают только над умирающими. Это не так. Святитель Феофан Затворник пишет: «Елеосвящение идет к больному, чающему выздоровления. Оно не есть напутствие на тот свет, а врачевание для сей жизни, чтоб пожил в покаянии». Преподобный Амвросий Оптинский Таинство называется также «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием», но чаще «соборованием», «маслособорованием», потому, что по уставу Церкви его полагается совершать собором священнослужителей. Первоначально таинство совершали сами апостолы, возлагая руки на больных (Мк.16:18; Деян.28:8-9). |
Апостолы Петр и Иоанн исцеляют хромого в Иерусалиме (Деяния, глава 3)
Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем требнике. После совершения таинства читают специальную молитву, и на прихожан возлагают Евангелие — как знак руки Христовой. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим возложат руки на больных, и они будут здоровы. Евангелие от Марка, глава 16 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:14-16). Как проходит Соборование В центре храма ставят стол, а на него — блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — и по выздоровлении, и после всеобщего воскресения (Ин.12:24; 1Кор.15:36-38), а крест и Евангелие — на присутствие в таинстве Христа. |
Сверху пшеницы ставят пустую лампаду, в которую вливают елей, смешанный с вином. Масло — видимый знак благодати исцеления (Мк.6:13). Соединение с вином — подражание тому, как самарянин лечил встречного незнакомца:
Самарянин сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (Лк.10:34). Вокруг сосуда в пшеницу втыкают семь кисточек или стручьев (палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой) для помазания. Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства. |
Таинство Соборования состоит из трех частей: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем.
Первая часть: молебное пение Молебное пение представляет собой сокращенную постную утреню. После канона этой утрени поются стихиры, в которых больному испрашивается от Господа исцеление от недугов и болезней душевных и телесных. О том же говорит тропарь Соборования: Скорый в заступлении един сый, Христе, / скорое свыше покажи посещение страждущим рабом Твоим, / и избави от недуг и горьких болезней, / и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, / молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. Вторая часть: освящение елея Диакон или священник произносит ектению: «Миром Господу помолимся», к которой прилагаются прошения о благословении елея силою и действом и наитием Святого Духа. После ектении первый из священников в молитве просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазуемого. Во время чтения этой молитвы поются тропари — Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Третья часть: совершение таинства Собственно само таинство Елеосвящения состоит из семи чтений Евангелия, семи молитв и семи помазаний святым елеем. |
При каждом помазании священник произносит специальнуюсовершительную молитву:
Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего [или рабу Твою] от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего; молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы… и всех святых. Яко Ты еси источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. После каждого помазания, по указанию древних требников, полагается стирать бумагою или ватой помазанные святым елеем части тела, а также гасится одна из семи свечей, воткнутых в пшеницу. После седьмого помазания на голову прихожан возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. |
Евангелие поддерживают священники, а первенствующий священник в это время (не возлагая рук) читает во всеуслышание разрешительную молитву:
Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Вопросы и ответы
Мысль принять святое Елеопомазание — мысль добрая. Господь да дарует совершиться сему, ко благу души Вашей и к облегчению жизни временной. Святитель Феофан Затворник |