Сегодня царство детей на земле. Всё, что делают, делают для детей. И дети заставляют всё делать, — как если бы держали нас за руку. Самое малое — и самое великое и прекрасное. Что бы мы стали делать, что бы стало с миром без детей? Откуда эта уверенность в их открытом взоре, прямом и кротком, идущем прямо из рая? В их глазах, в их голосе, во всех движениях, в царственном, благоговейном и внушающем благоговение существе — блаженство и неподражаемая невинность.
Мы знаем, почему они все — наши лучшие учителя, почему они так распоряжаются нами. Все младенцы — от Богомладенца Христа. А Христос рождается, потому что Младенец Пречистая Божия Матерь входит во Святое Святых. Мы не видели Богомладенца Христа, но мы видели младенцев, принимавших крещение.
Мы читали в Евангелии, как приносили к Господу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики не допускали их. За этими детьми стояли матери, которые нежно подталкивали их вперёд или просто несли на руках. Господь создавал вокруг Себя особенную атмосферу доброты и простоты. Эти женщины были безконечно счастливы, когда Он благословлял их детей. Им так хотелось, чтобы они были рядом с Ним! Увидев строгость учеников, заботившихся о поддержании в толпе порядка, Господь вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13—16).
В праздник Введения во Храм трёхлетней Отроковицы, Пресвятой Богородицы, Церковь впервые воспевает ирмосы «Христос раждается» и приглашает нас восходить к Вифлеему с расположением ребёнка, его простотой, открытостью и доверчивостью. Более того! Нам надо самим стать, как дети, чтобы войти в Царство Небесное. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3), –сказал Господь, поставив дитя перед всеми людьми. Сегодня Церковь не только возвещает нам о начале нашего спасения, но и показывает путь духовного восхождения, путь этот в том, чтобы каждый из нас открылся совершенно Богу. В этом — наше возрастание. Оно должно быть всегда — до конца, до Христова Креста. И незадолго до Крестных страданий, при торжественном входе Господа в Иерусалим, когда дети приветствовали Его: «Осанна Сыну Давидову!», а первосвященники и книжники вознегодовали: «Слышишь ли, что они говорят?», Он ответил им: «Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу!» (Мф. 21, 15—16).
Через всё Евангелие золотой нитью проходит мысль об избрании «малых сих», чтобы посрамить великих. Бог отверзает уста смиренных и заграждает уста гордых. «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11, 25—26). Господь говорит об этом в тот момент, когда Он ждёт от нас подлинной веры в тяжкой атмосфере ожесточения многих сердец и непонимания Его. Он открыто принимает исповедание детей, которые ясно видят тайну Божию, присутствующую здесь. Только такое отношение к Нему открывает доступ во Святое Святых, в Царство Небесное.
Стать внутренне, как дети, будучи взрослыми, дорогого стоит. Это может быть только по дару Христа, только Его благодатью, которую Он купил для нас Своею Кровью. И это требует нашего всецелого предания себя Богу, приобщения той самоотдаче, какую являет нам Пречистая Отроковица. Стать детьми — значит научиться жить в полноте настоящим. Не так, как мы обычно живём — с тревогой о завтрашнем дне, забывая о сегодняшнем, который должен быть наполнен до предела. Стать детьми — значит отвергнуться гордыни, самодостаточности, признать, что сами мы ничего не можем, постоянно нуждаемся в милости и силе Отца нашего Небесного, чтобы найти истинный путь и не сбиться с него. Как ребёнок постоянно нуждается в родителях, и он это чувствует всем своим существом, так и мы должны быть такими же перед Богом, нашим Отцом, — зависящими от Него во всём. Быть как дети — значит исполняться доверия к Богу, как они, верить, как они, просить, как просят они.
Это будет возможно, если сознание, что мы дети Божии, всё более будет укореняться в нас. Ибо тайна Божественного усыновления — основание духовной жизни, следствие того Воплощения, которое явилось через Пречистую Деву, вшедшую во Святое Святых. Нам необходимо так осознать эту чудесную реальность, чтобы обращаться к Богу поистине с сыновним духом. Мы чада Божии, то есть те, для кого Бог — Отец. Это столь велико, что мы должны в течение всей нашей жизни восходить к постижению этой тайны. Как привычно, слишком привычно произносим мы первые слова самой главной нашей молитвы «Отче наш». И с каким изумлением говорит о ней апостол Иоанн Богослов: смотрите, какую любовь дал нам Отец!
«Мы чада Его», — это слова, которые надо удержать, размышлять над ними, созерцать их. Апостол не говорит: «Как если бы мы были чада Божии». Он не написал: «Есть в нас нечто такое, что в известном смысле можно было бы сказать, что мы чада Божии». Нет, он твёрдо исповедует: «Мы чада Его».
Настоящие сыновья и настоящие дочери Бога — вот кто мы. И начало нашего усыновления — Христос. Если мы сыновья и дочери Бога — это благодаря Ему, Его дарам. На память приходит другое непостижимое, страшное слово Апостола: «Когда явится Сын Божий, — говорит он, — мы будем подобны Ему». Подобны Ему! Может ли быть такое? Христос говорит: «Я дал вам образ». День за днём мы должны приближаться к Нему. Сын Божий влечёт нас непрестанно всё глубже входить во Святое Святых. Жить Богом, всё более соединяться со Христом, пребывать в Нём, чтобы уподобляться Ему молитвами Богородицы, — в этом наше призвание. Какое чудо — стать, наконец, детьми, подлинно приобщиться тому, что было в сокровенности Пречистой Божией Матери при Её Введении во храм. Оттого что Пречистая Дева — наша духовная Мать, более чем кто-либо Она учит нас быть детьми.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ