8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

ПРОПОВЕДЬ НА ПРАЗДНИК СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

 Праздники    
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец

Дорогие братья и сестры!
На святой Руси многие соборы и храмы посвящены имени святителя Христова и чудотворца Николая. Нет такого дома, нет такой православной христианской семьи, где бы не почитали этого великого угодника, предстателя и молитвенника перед Престолом Божиим, каким является святитель Николай.
Именем святителя Николая называли в христианской семье многих детей. Его именем были названы цари и императоры Российской державы. Его имя носил и последний Российский император, ныне новомученик и страстотерпец Николай II.
И это не случайно. Наш народ, приняв святое крещение, возлюбил веру. Верой в Господа Бога, верой в Искупителя Сына Божия, верой в Утешителя Духа Святого наш народ жил, творил, переживал войны, болезни, печали, нестроения, испытания и радовался успехам, созиданием, свободой и Божественными дарами.
Святителя Николая Церковь Христова называет «правилом веры». Его вера преломлялась в личном опыте, восприятии и переживании, становилась новой, а вместе с тем не переставала быть единой и общей.
Он был участником Первого Вселенского собора и обличителем ереси Ария. В своей повседневной архипастырской деятельности святитель Николай заботился о поддержании в своих пасомых чистой и непорочной православной веры. Мудрыми вещаниями, кроткими вразумлениями, примером собственной веры и преданности учению Церкви он спас от духовной гибели множество людей.
Вера — это бесценное сокровище, с которым не могут сравниться никакие ценности земной жизни. Она есть великий дар Божий, который нужно бережно хранить и возгревать, ибо только в ней и в жизни по ее нормам имеем мы залог блаженного общения с Богом в будущей вечной жизни.
Веру нельзя доказать, но о ней можно рассказать. Таким рассказом о вере является Святое Евангелие. Это повествование о Сыне Божием, Богочеловеке, Господе нашем Иисусе Христе теми, кто Его видел и слышал, кто поверил и полюбил Его так, что Он стал их жизнью. Евангелие остается живым и действенным во веки, потому что просветляет ум и сердце и все человеческое существо, тогда как философские трактаты оставляют ум и сердце холодными.
Нашему холодному, жестокому и маловерному уходящему и наступающему веку нужен живой рассказ о вере, передача не просто знаний и фактов, а самого опыта веры.
Вера состоит в таинственной уверенности, что все то, что сделал и сказал Христос, Он сделал и сказал для каждого из нас, что Он не отделен от нас ни веками, ни пространством, ничем, кроме нашего маловерия, забвения, бесчисленных измен Ему, нашего грехопадения.
На заре христианства Апостол Павел сказал: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». В этом изречении говорится о вере как об особенном, присущем человеку состоянии, о некоем даре, которым он обладает. Вера, по апостолу Павлу, и есть знание того, встречи с тем, чего человек, сам того не зная, ожидает; стремление и жажда, которые являются его жизнью. Без жажды и ожидания не было бы и встречи. И в этой встрече невидимое — становится уверенностью, то есть обладанием и реальностью.
В христианском опыте веры есть плод и проявление не знания просто, не вывод из рассуждений и проверок, не умственная выкладка, не просто религиозная эмоция, которая сейчас есть и которой через минуту может не быть. Но вера есть встреча, реальная встреча чего-то самого глубокого в человеке, некоего присущего ему ожидания с тем, на что это ожидание направлено, даже если и не знает этого человек.
Об этой встрече, об этом «осуществлении ожидаемого» и «уверенности в невидимом» говорит блаженный Августин: «Для себя создал Ты нас, Господи, и не успокоится сердце наше в нас, пока не найдет Тебя». А это и подводит нас к самому таинственному слову нашего исповедания веры — к слову «Бог».
Вера есть ответное движение не только души, а всего человека, всего его существа. «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия». Вера от Бога, от Его инициативы, от Его призыва. Великий ученый Паскаль сказал: «Бог говорит нам: ты не искал бы Меня, если бы уже ни нашел».
Бог дает нам веру как дар, как подарок, в котором удостоверяет нас абсолютно ни от чего не зависящая радость. «Радость и мир в Духе Святом», — говорит Апостол Петр, и нет других слов, ибо, когда веришь и живешь верой, слова не нужны; слова почти невозможны.
И нынешний праздник в честь святителя Христова и чудотворца Николая — это радость, это торжество нашей веры и любви.
Да дарует нам Господь Бог силы не изменить духовной жажде, данной нам, открыть глаза и слух к свету, любви и красоте, извечно изливающимся на нас.
Да поможет нам Бог по молитвенному предстательству святителя Николая быть верными и твердыми, смиренными и любящими, и сподобиться дарованного миру спасения. Аминь.
Протоиерей Богдан Сойко