8 (937) 511-89-43

79510567198@ya.ru

Кемля, ул. Советская, 37

Мордовия, Ичалковский район

09:00 - 21:00

без выходных

Береговые Сыреси — Архангельское Сыресева

 Полезно знать, Храмы благочиния    

Во всех жизненных невзгодах людям всегда помогала вера. В нашем селе Береговые Сыреси на самом почетном месте, на площади, в 1717 году был уже построен храм, освященный во имя Михаила Архангела, поэтому село стало называться Архангельское Сыресева и в 1 переписи  описываются 2 двора, где живут поп Филипп Васильев 40 лет и поп Василий Дмитриев 45лет, двор дьякона Герасима Васильева 30 лет и пономаря Кирилла Канова 60 лет с семьями.

Береговые Сыреси

Береговые Сыреси

В 1828году храм был перестроен прихожанами из Алатырского кладбищенского храма, перевезенного в село Сыреси в 1827году  по указу Казанской духовной  консистории. Престолов в нем было два: главный — во имя Архистратига  Божия Михаила и в приделе —  во имя Живоначальные Троицы. В 1894г храм сгорел. В 1898-99 году  прихожане  возвели  новую деревянную церков ь, освященную во имя Богоявления Господня с приделом во имя Архистратига Михаила.

Значительный вклад в возведение храма внесли ардатовские купцы — сыресевские уроженцы.
Церковно-приходское  попечительство существовало с 1879года. Церковной земли было — усадебной 1 десятина 980 квадратных  саженей  и 33 десятины пахотной. Дом у священника был общественный, построен на церковной земле  в этом же году, что и церковь (с 1947 года в нем располагается клуб). Псаломщик жил на квартире.

В разные годы в храме служили священники  Стефан Юстов (1854), Кирилл Марсальский (1857), диякон Петр Телемаков, Иоанн Иудович Багрянский (1836г.р.-1882г), дьячок Симеон Зефиров (1873), пономарь Смирнов (1866), священник Лебедев (1870), дьячок Александр Немков (1880), священник Иоанн Ананьин (1883), священник Сергей Багрянский (1884 -1885), псаломщик Петр Утехин (1884 – 1886), священник Андрей Утехин (1886 – 1890), псаломщик Василий Багрянский (1887 – 1891), священник Владимир Зефиров (1890 – 1893), священник Евгений Багрянский (1868г.р. умер в Сыресях в 1936г.), псаломщик Павел Багрянский (1901), священник Иоанн Смеловский (1911 – ?).

О судьбе Иоанна Смеловского и о периоде закрытия церкви я пыталась узнать в Саранском архиве, но мне отказали, указав причину, что не прошло положенных 75лет.
Как видим из перечисленного, с конца 60-х годов 19 столетия и до 1935года в селе служила целая плеяда священников из семьи Багрянских. Первым был Иоанн Иудович. Отец его Иуда Иоаннович Багрянский был священником  в селе Резоватово. Одним из последних священников в нашем селе служил его внук Евгений Иоаннович Багрянский. У него было 12 детей, сыновья все закончили  Симбирскую духовную семинарию. Женой была дочь священника села Луньги Анна Ивановна Карамзина. Жила семья Багрянских в большом доме справа от Сырова прогона. Впоследствии там был магазин, сельский совет, правление колхоза. В начале 30-х годов, когда закрыли церковь, батюшку забрали вместе со многими жителями в Чуфаровскую тюрьму. Отпустили его совсем больного и  умер Багрянский  в возрасте 68 лет 1.03.1936года. Фотография наших батюшек случайно сохранилась в семье Серовой Марии Григорьевны, дед которой Серов Иван Афанасьевич был дружен с Багрянскими. ( К сожалению, фотографию сын Марии Григорьевны  Николай отказывается публиковать).

В начале 30-х годов храм был разорен. После его реквизиции в 1935году иконы были разобраны по домам. В нашем доме находилась икона Казанской Божьей Матери – она была большая, писана на дереве, из иконостаса. Одно время моя бабушка прятала ее на чердаке. И когда однажды летом в сильную жару в конце 30–х годов случился большой пожар и сгорел целый порядок домов на Околице, огонь остановился на нашем доме — Богородица спасла наш дом. Такая легенда хранилась в семье. В 60-e годы на приходском кладбище построили часовню, икону перенесли туда, а в годы перестройки она «исчезла». Икона Михаила Архангела из иконостаса была сохранена Давыдовой (Асташиной в девичестве) Клавдией Ивановной, сейчас она бережно хранится в семье ее детей.
В 1975году  храм  был  поставлен на учет как памятник архитектуры. Это был  храм — красавец – больших размеров, величественный, высокий, обшит досками, покрашенными в белый цвет.  Едешь из Оброчного, села еще не видно, а церковь вся как на ладони,  колокольня и весь храм как бы парят над землей в окружении вековых елей.
Летом церковь служила зернохранилищем. Мы, ученики, помогали родителям в уборке урожая. В церкви было всегда прохладно, очень интересно и загадочно. Тучи голубей жили под куполом и на колокольне.

В 1972году  случился ураган, колокольня упала, кресты на маковках погнуло. Во избежание несчастного случая церковь была разобрана, из бревен «недоеной» сосны «возвели» склад, который никому сейчас не нужен. Хорошо, что сохранились 2 креста и они были установлены на вновь построенную церковь Успения Богородицы в Селищах. Уже ничто нам не вернет эту радость и красоту. Все только в памяти. Как жаль, что  главную ценность села наши дети могут увидеть только на некачественных любительских фотографиях.
А в Селе (так называется крайняя улица к Селищам) стояли 2 часовенки, рядом росли большие  ели. Возможно, здесь раньше тоже стояла церковь или было старое кладбище.  На улице до сих пор видны холмики от могил.

После закрытия храма женщины собирались в монашеских кельях помолиться. В этих кельях жили сельские монашки — Паша Каракина, Митронина Дуня, Катя Емелина, Косулина Ирина Семеновна.

церковь в 60-е годы

церковь в 60-е годы

Естественно, строить храм в нашем селе ни к чему — возведена хорошая церковь в Селищах, возводится в Папулеве. А вот небольшую часовенку на кладбище неплохо бы построить из тех церковных бревен недоенной сосны, из которых были построены склады. Ведь неровен час и вывезут эти бревна на дачи и бани нужным людям. Жаль только, что нет в селе такого человека, который бы взялся за это дело. Разрушать, ломать и вывозить из села старую Селищенскую школу, которая была построена тоже из церкви, тут больших сил, денег и разума не надо было. А вот построить часовенку на погосте, куда едут помянуть своих родных тысячи людей со всего мира, тут и «средств нет и рабочих людей нет». Также как и почистить и облагородить Храменков родник на Заводке, в котором вкуснейшая чистая вода испокон века считалась святой и давала утоление жажды уставшему путнику, школьнику, идущему из Папулева в Селищи…


Наталья Конькова.