«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (МФ. 7, 7- 8.)
Во время правления царя Ирода в иудейской земле жил в городе Хевроне священник Захария с женой Елизаветой, которая была родственницей Девы Марии. Они были праведными и богобоязненными людьми, но, дожив до старости, детей не имели. Они усердно молились и просили у Бога, что бы Он послал им дитя. В Иерусалиме был храм, там священники совершали жертвы, которые приносили люди, и учили, как надо жить по заповедям Божиим. Однажды во время службы в храме, когда Захария служил в порядке своей очереди и вошел в святилище, чтобы покадить, ему явился Ангел Господень и сказал: «Не бойся, Бог услышал твою молитву, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, которого ты назовешь Иоанном. Ты будешь радоваться и веселиться, и многие возрадуются о его рождении. Он будет велик пред Богом. Не будет пить вина и никакого хмельного напитка. Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. Многих из сынов израилевых он обратит ко Господу Богу. Как пророк Илия, он будет ревностен и силен; самые развратные и упрямые послушаются его и исправятся. Он приготовит людей к принятию Господа». Захария ответил: «Почему же я это узнаю? Я уже стар и жена моя очень пожилая женщина». Тогда Агел сказал: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан сказать тебе эту радостную весть. А ты за то, что не поверил мне, будешь нем до тех пор, пока не сбудутся слова мои».
Народ стоял пред завесою, которая отделяла святилище, ждал, скоро ли выйдет Захария, и дивился, отчего он так долго не выходит. Когда же Захария вышел, он не смог прочитать молитву; как ни старался, не мог сказать ни слова. Только знаками показывал он народу, который догадался, что Захарии было ведение. Так немым праведник и возвратился домой к жене своей. После этого Елизавета зачала и пять месяцев таилась, мысленно благодарила Господа за Его великую милость, ниспосланную ей. Когда же Елизавета была на шестом месяце, к ней пришла Мария. Услышав ее приветствие, взыграл младенец в чреве ее, и Елизавета исполнилась Святого Духа. Она воскликнула громким голосом и сказала: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?». (Лук. Гл. 1)
Наконец наступило время, назначенное Ангелом, и Елизавета, жена Захарии, родила сына. Об этом событии услышали родственники и соседи, пришли поздравить ее и радовались вместе с ней, потому что Бог услышал молитву и теперь никто не упрекнет их в том, что Бог наказал их за грехи безплодием.
На восьмой день после рождения младенца надо было обрезать и дать ему имя. В дом Захарии пришли священники и родственники для участия в этом обряде. Возник вопрос, как назвать ребенка. Соседи и родственники советовали дать ребенку имя Захария в честь отца, но Елизавета не соглашалась. Она не знала ничего о явлении Ангела мужу и о том, что младенца надо назвать Иоанном, потому что муж был нем и не мог ей этого рассказать. По внушению Духа Святого матерь называет младенца Иоанном — пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней Матери Божией. Тогда родственники и священники стали знаками спрашивать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Это всех удивило, но еще более удивились и даже испугались, когда Захария вдруг стал говорить. Он был несказанно рад, что у него родился сын, и он сам может говорить, как и прежде. Захария исполнился Святого Духа, стал благодарить и благословлять Господа Бога и предсказывать о младенце, что он будет великим Пророком и Предтечею Господним. Слушая речи Захарии, люди удивлялись и ужасались еще больше. И пошел слух об этом по всей иудейской земле и дошел до царя Ирода. Тот дивился и думал, что же будет с этим младенцем. Тем временем новорожденный подрастал, укреплялся духом, и рука Господня была с ним, умножая в Иоанне действие благодати Божией. Когда же пришло время родиться Господу нашему Иисусу Христу, пришли в Вифлеем с востока волхвы и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском. Тогда Ирод, опасаясь потерять власть, послал воинов в Вифлеем убить всех младенцев мужского пола. Вспомнил он и про младенца Иоанна, сыне Захарии, о котором он очень много слышал чудесного. Ирод задумался: «Может, это и есть будущий царь иудейский?» Терзаясь злобою, он посылает в Хеврон, в дом Захарии, убийцу. Но воины не смогли найти святого Иоанна.
Когда начались безбожные убийства детей, плачь и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона; при этом здесь узнали и о причине таких горестных рыданий. Святая Елизавета, спасая сына, отправляется в высокие горы пустыни. Захария в это время был в Иерусалиме, исполняя свою очередь служения. Спрятавшись в горах, Елизавета молилась со слезами Богу, прося у Него защиты, и, увидев с высоты приближающихся воинов, возопила, обратившись к каменной скале: «Гора Божия! Прими матерь с чадом!» И гора в тот же час расступилась, скрыв их от преследовавших убийц. Так воины не нашли никого и вернулись к Ироду ни с чем. Царя это разгневало, и он послал в храм к Захарии воинов с требованием отдать им сына Иоанна, а если откажется, убить. Святой Захария так ответил на требования воинов: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, — того я не знаю. Вы убьете тело мое, Господь же примет мою душу». Тогда воины стали бить с яростью святого Захарию и убили его между церковью и алтарем. Пролитая кровь, впитавшись, осталась на мраморе и сделалась каменной, в свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения. Между тем Елизавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, находилась в расступившейся горе. Там, по Божьему повелению, образовалась для них пещера, возле нее появился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Каждый раз, когда наступало время принимать пищу, дерево накланялось; когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось.
Святая Елизавета скончалась через сорок дней после убиения Захарии. С того времени Иоанна питал Ангел до совершеннолетия, который хранил святого до дня явления его ираильскому народу.
Чудесное рождение святого Иоанна напоминает нам, как когда-то в древнейшие времена Сарра, жена Авраама, также в старости чудесным образом родила Исаака. Елизавета тоже была пожилой женщиной, и утроба ее была заматеревшей. Но для Бога нет ничего невозможного. Чудесное рождение Предтечи предшествует рождению Спасителя мира; это было необходимо для того, чтобы одним чудом приготовить людей к восприятию другого чуда. После того, как люди увидели женщину, которая родила от заматеревшей утробы, они приготовились к вести, что от Чистой Девы родится Христос — Спаситель. Святому Иоанну Предтече предстояло предшествовать явлению Господа, проповедовать, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его». (Марк. Гл.1)