Родилась 13 мая 1969 года в Ичалковском районе на станции Оброчное (рядом с селом Баево). Окончив восемь классов Оброчненской средней школы, в 1984 году поступила в Саранское медицинское училище. С 1987 года работала в 3-й городской поликлинике участковой медсестрой и на Скорой помощи хирургического отделения. С 1991 года трудилась на Ичалковском сыродельном комбинате лаборантом, затем мастером и заместителем директора по производству. Одновременно, с 1991 по 1997 год, заочно училась на биологическом факультете Мордовского госуниверситета по специальности «инженер-биотехнолог». С 2002 по 2005 год – заместитель директора и деректор Инсарского сыроваренного завода «Сармич». С 2005 года по настоящее время – заместитель директора на Починковском (Нижегородская область) маслосыродельном комбинате. Разведена, два сына. Проживает в Саранске.
Рассказ Елены Борисовны о жизни больше похож на исповедь:
«Неграмотные мы были духовно, – вздыхает она, вспоминая детство. – Я почему-то боялась, что в школе меня спросят: «Веришь ли ты в Бога?». Боялась не потому, что меня могут посчитать верующей, а потому что не знала, как на этот вопрос правильно ответить. Какой он – Бог? Какая это вера? Я что-то слышала о Святой Троице, но совсем не понимала, кто это – Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой? У нас дома была икона Николы Угодника, я смотрела на нее, видела седую бороду и думала, что это, наверно, Бог-Отец. Иисус Христос помоложе, значит это Бог-Сын. А кто такой Дух Святой?
Из всей родни в храм ходила только моя тетя – тетя Маша, которая была старше моих родителей лет на 10-15. Она каждый праздник, каждое воскресенье хорошо одевалась и шла в церковь. Я не знала, что она там делает, но удивлялась тому, что она не только на Пасху, но и в родительские субботы красила яички и несла их на кладбище. Тогда я не понимала – почему, больше никто так не делал, а потом поняла: она так с покойными родителями христосовалась. Потом, когда я побольше стала, меня тоже в церковь стали водить. У нас считалось, что причащаться надо обязательно в Великий пост, на страстной неделе, и тогда тебе этой благодати на весь год хватит.
Вера у меня в душе была, хотя я не понимала – кто такой Бог, какой Он, что Он из себя представляет и какие чудеса творит? Со временем, когда сын родился, пришлось и первую молитву выучить – «Богородице Дево радуйся». Считалось, что это как бы запас на крайний случай: если ребенок заболеет, а лекарства не помогают, то надо эту молитву Божией Матери почитать и тогда будет всё хорошо. Потом в церковь сама стала ходить, душа приюта требовала, только долго его найти не могла. Я и в ичалковский храм ходила и в кемлянский, но что-то не устраивало, чего-то не хватало. А потом, лет семь назад, была первая серьезная исповедь у отца Иоанна, и я наконец-то нашла эту отдушину. Он ко мне душой проникся и, благодаря ему, я осталась в этом храме и – год за годом, шаг за шагом – под его руководством приходила к вере.
Я еще была не совсем воцерковленная, но в душе теплилась какая-то искорка. Многого я тогда не понимала, часто двигалась по интуиции. Лет пятнадцать назад, когда в Египет ездила отдыхать, заранее решила на обратном пути обязательно в Иерусалиме побывать. Я толком не знала – что это за место, что я там увижу (к моему сожалению, Евангелие я тогда еще не читала), просто душа захотела там побывать, потянуло меня туда. Во время перелета даже есть не могла – такое внутреннее волнение было. Уже в аэропорту смотрю, а я одна только в длинной юбке и с покрытыми плечами, остальные, как на пляже, – в шортах, футболках. И всю дорогу, пока нас по святым местам возили, я плакала. Так трогательно это было – видеть пустыню, где Господь молился, Голгофу, Гроб Господень. Такое чувство, словно я действительно попала на две тысячи лет назад.
И в России, по мере возможности, стараюсь в святых местах бывать. В Дивеево почти каждый год езжу, в наровчатские монастыри, в Санаксарь. В Киево-Печерской лавре была в ближних и дальних пещерах. И знаете, когда я оттуда вышла, у меня было такое чувство, словно я еще раз побывала в Иерусалиме. Смотрю на улицу, на автомобили, на людей, которые мимо идут, и ощущение, как будто телевизор с одного канала на другой переключили, с разницей в две тысячи лет. Вот только что я была в каком-то другом мире, а снаружи всё так обыденно. И жалко уходить оттуда, там какое-то спокойствие души, благодать, а тут опять суета и круговорот, от которых так устаёшь. Еще очень хочется в Троице-Сергиевой лавре побывать и в Оптиной пустыни, чтобы, не торопясь посмотреть всё, душой отдохнуть.
Сейчас без Бога я свою жизнь просто не представляю, это ведь такая благодать – верить в Него, приходить в храм, молиться, дышать этим воздухом, проникаться этим духом… Я радуюсь каждому дню, потому что у меня есть работа, есть дети, я имею возможность распоряжаться своим временем и благодарю Бога за каждый прожитый день. Это такое счастье – жить, полагаясь на волю Божью. Бывает, еду за рулем куда-нибудь в дальний путь, молитвы читаю (а которые и пою) и на душе так легко.
Помню, как я переживала, когда, после сорока лет жизни в Ичалках, меня на работу в Инсар перевели. А потом поняла, что это промысел Божий: Господь видит и знает, куда нам надо, в какие места, на какие пути. Вот так – сначала переживала, столько слез пролила, а потом, через какое-то время, радовалась, что так получилось. Я поняла, что так и надо было и для дальнейшего карьерного роста, и для спасения моей души».
* * *
Отец Иоанн Просвирнин больше всего ценит искренность Елены Борисовны:
«У нее непростая судьба, очень непростая, но она человек, который правильно смотрит сегодня на свою жизнь (как прошедшую, так и настоящую), который называет вещи своими именами: зло она назовет злом, добро – добром. Очень честный, добросовестный человек. У нее времени свободного почти нет, но, тем не менее, каждое воскресенье она на службе.
В жизни бывают разные ситуации. Человек, видящий свою греховность, всё то, что происходит с ним, принимает от Бога со словами: «Достойно по грехам моим». Человек же, который не видит своей греховности, или видит ее в таким мизерном состоянии, скажет: «За что мне?! Почему со мной такое?! Почему это мне, а не соседу?!». Вот Елена Борисовна не лицемерит, не лукавит, она понимает, что происходит в ее жизни и почему это происходит. Не все могут принять достойно то, что заслужили, а она это делает.
У Елены Борисовны была трудная жизненная ситуация, когда ей нужно было делать очень серьезный моральный выбор, и она его сделала правильно, она меня не подвела, она это «лекарство» приняла с достоинством. Господь ей дал это испытание после того как она воцерковилась, проверял ее веру, и она это испытание выдержала, за что я очень благодарен прежде всего Богу и ей».