БЕЛОДЕДОВА Ольга Ивановна
Родилась 1 сентября 1970 года в поселке Кемля. Окончила десять классов средней школы, затем – филологический факультет пединститута (два последних курса – заочно). С 1993 года по настоящее время работает в Кемлянской средней общеобразовательной школе преподавателем русского языка и литературы (а также завучем). Проживает в Кемле. Замужем, две дочери.
Ежегодно, в рождественские и пасхальные дни, в Республиканском национальном театре проходят праздничные концерты, подготовленные художественной самодеятельностью Ичалковского благочиния. Очень высокий уровень этих выступления давно признан как публикой, так и правящими архиереями. В их организации принимают участие десятки детей и взрослых, за здоровье которых неустанно молится отец Иоанн Просвирнин. И одна из главная его помощниц в этом деле – завуч Кемлянской средней школы Ольга Ивановна Белодедова, которую мы попросили рассказать о себе:
– Ольга Ивановна, как Вы стали прихожанкой кемлянского храма?
– В одно прекрасное утро мы проснулись всей семьей и решили: раз наступает Великий пост, то надо идти причаститься. Да, вот так всё и было – проснулись, решили пойти в храм всем семейством, и пошли. Было это тринадцать лет назад.
– Но верующей-то Вы, наверное, стали еще до этого?
– В детстве меня крестили в Ичалковской церкви, но храм я не посещала никогда. Бабушка у меня была верующая, а родители нет. В школе меня выбирали заместителем председателя пионерской дружины, потом членом комитета комсомола. При этом воинствующей атеисткой я не была, но Бог для меня был Богом мертвых, а не Богом живых. Я так рассуждала: для тех кто умер – Бог нужен, а живым это ни к чему. Значит, Бог в сердце всё-таки был.
Я всегда очень много читала, и на меня большое впечатление произвела книга «Похвала Сергию» Дмитрия Балашова. А еще, когда я только пришла преподавать в школу, в программе пятого класса был отрывочек из «Лета Господня» Ивана Шмелева (как сейчас помню, глава называлась «Чистый понедельник»). Думаю: как же я буду детям всего одну главу рассказывать? Мне надо всё произведение прочитать. Прочитала и была просто потрясена.
Ну а отправной точкой на моем практическом пути к вере стал, наверное, Молитвослов, который мне подарил муж, когда я первой дочкой беременная была. Не скажу, что он у меня был такой уж сильно верующий, но раз в год обязательно ходил в храм на исповедь. Исповедовался и сразу же уходил, даже службы до конца не выстаивал и никогда не причащался. Почему Игорь мне тогда именно Молитвослов подарил – не знаю, но я до сих пор его храню и молюсь по нему.
Ну а потом, как я сказала в начале, мы вместе с ним вдруг решили пойти в храм. Пошли, исповедались, причастились, и с тех пор стали ходить на службы. Мы тогда думали, что для начала только первую неделю попостничаем и всё, но как-то так вышло, что первый наш Великий пост мы выдержали полностью, причем очень строго, по всем канонам. Когда только начинаешь воцерковляться, все чувства светлые, всё делаешь с радостью.
Я если что-то начинаю узнавать, то мне надо докопаться до самой сути. И получилось так, что после нашей первой литургии отец Иоанн мне дал почитать книгу Алексея Ильича Осипова (название уже не помню, для меня тогда это вообще было новое имя). Да, вот так – подошел ко мне и дал книгу, хотя я батюшку ни о чём таком не просила, и вообще еще с ним знакома не была.
– Ну вот, прошел первый Великий пост, а потом?
– Потом мы батюшке помогать стали. Храм только строился, но это место я очень любила еще с тех пор, когда в этом здании была районная библиотека. Как только я научилась читать, поход в библиотеку – это для меня был праздник: я любила ходить между книжными полками, по часу выбирала книги и была, наверное, самым примерным читателем.
Так вот, насчет помощи отцу Иоанну. Как-то муж пришел и говорит: «Там батюшка и три старичка бревна ворочают. Пойду я ему помогу». Я с радостью говорю: «Конечно, иди». Тогда только ремонт храма начинался, леса ставили. Потом, когда строительство пошло, я тоже присоединилась: вместе воду носили, кирпич подавали, раствор месили. Это сейчас все сюда ходят как в святое место, а тогда на нас смотрели, как на дурачков. Ну вот представьте: все знают, что я в школе работаю, и вдруг видят, как я в старом халате, платке и штанах таскаю песок, на другую улицу за водой хожу – ненормальная, больше заняться нечем. Тогда мало кто помогал, большинство мимо проходило.
Потом стали помогать храм расписывать. Потолок был чуть повыше окон, и стены почти до него были выкрашены синей краской. Мы эту краску отскребали, зачищали стены, мыли, потом красили. Тяжелого физического труда уже не было, но грязи – полно, особенно на чердаке.
– А по роду своей учительской деятельности Вы как стали батюшке помогать?
– Отец Иоанн меня попросил провести учебный курс по основам православной культуры. Директор школы была не против (она женщина воцерковленная), и вот уже восемь лет я преподаю в своей школе «Основы православной культуры». У нас этот курс ввели в 2007-м – года на два пораньше чем везде, мы были первыми в Мордовии. Ичалковский район в этом отношении всегда был «продвинутый», здесь никогда не было каких-то напряженных отношений с Церковью. Наверное, благодаря батюшке, он со всеми руководителями умеет общий язык найти.
Потом отец Иоанн попросил помочь ему с организацией пасхального концерта (заболела женщина из ДК, которая этим занималась, а подготовка уже шла). Я отказать не смогла, и мы с Марией Петровной Иларионовой искали сценарий, подбирали детей, разучивали с ними роли. Конечно, для этого специальное образование иметь нужно, но к нам, по просьбе батюшки, приезжал директор Республиканского национального театра Евгений Николаевич Пулов, он советы давал, поправлял. Года два мы с ним тесно сотрудничали, а потом уже свой опыт появился. Вот до сих пор я этим и занимаюсь.
– Что Вы находите в храме, чего нет в других местах?
– Понимаете, здесь, образно говоря, воздух другой. Особенно на вечерней службе, когда народу мало: читается шестопсалмие, свет гасится, и появляется какое-то особенное ощущение близости к Богу. У меня это самый любимый момент службы. А самая любимая служба из праздничных – пасхальная.
– А любимая молитва У Вас есть?
– Не скажу, что у меня есть какая-то одна любимая, но есть молитва, по которой я скучаю – это на Троицу, когда батюшка, ближе к концу службы, начинает петь «Царю небесный…» и все подхватывают. Я каждый раз жду этого момента и очень радуюсь, когда он наступает. И еще любимая молитва – прокимен «Ты еси Бог, творяй чудеса», который тоже на Троицу поют, и все опускаются ниц на травку. А впервые я об этой молитве узнала, когда «Лето Господне» Шмелева читала.
– Когда Вы начинали воцерковляться, дочери не упирались?
– Я всегда говорю: детей мне Бог дал. Насчет этого мы абсолютно не спорили. Когда мы в первый раз всей семьей в церковь пошли, старшая дочка в седьмом классе училось, а младшая еще в садик ходила. И они всё поняли. Потом не раз бывало так, что если мы с мужем не могла в храм пойти, то мы детей собирали и они шли одни. Старшая опекала младшую, они отстаивали службу от начала до конца (а службы тогда длинные были, батюшка один служил, исповедь начиналась после основной части литургии, надо было тихо стоять и ждать, пока все исповедаются), и никогда не жаловались. Старшая сейчас живет в Америке, в Южной Каролине, нашла там православный храм, ходит в него.
– А младшая дочка в праздничных концертах участвует?
– Конечно. Она танцует, лет с двенадцати. Алина у меня – очень светлый ребенок, ребенок от Бога. Бывает, что день в семье хорошо пройдет, и она мне вечером шепчет: «Мам, я ведь молилась, я акафист Иисусу Сладчайшему прочитала».
– Ольга Ивановна, а по Вашим молитвам что-нибудь в жизни исполнилось?
– Не знаю… наверно потому, что я Бога ни о чём не прошу. Молюсь: «Господи, прости!». Ну, за детей – само-собой, а для себя ничего не прошу. Он сам знает – что мне нужно, поэтому и не прошу. А так, абсолютно всё, вся жизнь – от Бога. Когда приходишь к вере, то понимаешь, что случайностей не бывает.
* * *
Настоятель Рождество-Богородичного храма села Кемля отец Иоанн Просвирнин отзывается об Ольге Ивановне с большим уважением:
– Ольга Ивановна – соработник мой в деле миссионерства и катехизации, к которому она относится очень ответственно и добросовестно – большая труженица. Она сейчас на основной работе в школе сильно загружена, но, по собственной инициативе, помимо преподавания «Основ православной культуры», занимается и внеклассной работой, встречается со старшеклассниками, беседует на евангельские и библейские темы. Дети любят ее и уроки эти любят, постоянно приходят на них, не пропускают, хотя это дело добровольное. Она так объясняет, что им становится интересно.
Один человек в поле не воин, вот Господь и посылает мне помощников – добрых, умных, грамотных людей. Ольга Ивановна – думающий, растущий человек, она всем интересуется, мы с ней часто встречаемся и созваниваемся, чтобы обсудить какой-нибудь фильм или книгу, поделиться впечатлениями. И в помощи она никогда не откажет. Вот честно вам скажу: я не знаю, что бы делал без таких людей как Ольга Ивановна. Помогают они, сильно помогают, слава Богу.