БЕЛОДЕДОВ Игорь Валерьевич
Родился 7 ноября 1965 года в городе Душанбе, но вскоре семья вернулась на родину отца – в Кемлю. В 1981 году окончил 8 классов кемлянской средней школы, затем художественно-графическое отделение Ичалковского педучилища, с 1985 по 1987 год служил в пограничных войсках в Забайкалье. Работал в кемлянской школе учителем рисования и черчения, заочно учась в Мордовском государственном пединституте (факультет физвоспитания, окончил в 1997-м). С 2004 по 2006 год трудился в санатории «Алатырь» (пос. Смольный) инструктором по лечебной физкультуре. С 2006 по 2008 год – директор Ичалковской детско-юношеской спортивной школы. С 2008 года – заведующий отделом по физической культуре и спорту администрации Ичалковского муниципального района. Проживает в Кемле. Женат, две дочери.
Игорь Валерьевич уверен: «Всё в этой жизни, однозначно – промысел Божий. Это ежедневно с нами происходит: мы, можно сказать, в чуде живем, только его видеть надо. У меня в жизни много случаев было, которые я до сих пор объяснить не могу иначе как волей Божией».
Действительно, вот как такое объяснить: жил себе парень, спортом занимался, по многим видам разряды имел, первые места на районных соревнованиях брал, служил в войсках КГБ (а туда кого попало не брали, и в идеологическом плане хорошо обрабатывали), но в первом же письме домой попросил прислать ему нательный крестик. Не потому, что служба была очень уж опасная (на китайской границе тогда спокойно было), и не из юношеского противоречия (в части следили, чтобы солдаты крестики не носили, и даже досмотры регулярно проводили), а вот просто захотелось так – неизвестно почему.
С детства зная, что есть что-то свыше (может от верующей бабушки передалось, или от крестной, которая была «монашкой» при ичалковской церкви), в институте он имел по научному атеизму твердую пятерку. А в один прекрасный день почему-то зашел в книжную лавку и купил там молитвослов для беременной жены, хотя она ни о чём таком не просила. Как-то раз, в свободную минуту, сам эту книжечку полистал, остановился на молитве «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших», прочитал, а потом и наизусть выучил.
И в храм приходить Игорь Валерьевич тоже вроде бы не собирался. «Я всю жизнь в Кемле прожил и не знал, что в этом здании была церковь, – вспоминает он, – думал, что дом какого-то помещика. Но вот пришел батюшка, начал восстанавливать этот храм. Я как-то ехал мимо, смотрю – он один с бабушками стены чистит, и решил тоже поработать. Объяснить я это не могу – почему и зачем в тот день (сам после работы, уставший) пришел ему помогать, но вот пришел. Так всё и началось. Потом еще люди пришли, нас много собралось – строили храм, ходили на службы, с батюшкой разговаривали о разном».
С тех самых пор его общение с отцом Иоанном не прерывалось. Вопросов в жизни и по работе хватает – всегда есть, что обсудить: «Если батюшке чем помочь надо – помогу, – говорит Игорь Валерьевич, – если у меня какая-то проблема – он мне поможет. Отец Иоанн к нам на многие мероприятия приходит, перед началом соревнований участников благословляет, чтобы без травм всё прошло. У нас все знают, что батюшка – бывший спортсмен, он и призы учреждает, и вручает их. Ну и мы с главой района, со своей стороны, стараемся ему сообща помогать по мере возможности».
На вопрос: «А когда Вы себя ощутили по-настоящему верующим?», Игорь Валерьевич только пожимает плечами: «А я себя верующим до сих пор не ощущаю. Да, хожу в храм, но так, чтобы сильно верить… Слабые мы очень, средненькие. Вроде бы на службы постоянно ходим (воскресные стараюсь не пропускать, если работа позволяет), пытаемся жить этим, но всё равно – суеты в жизни много. Придешь домой усталый и думаешь: да ладно, в другой раз в церковь схожу.
Когда восстанавливался храм, мне нравилось здесь работать. Не скажу что много, но что-то я сделал. Я бы и сейчас с удовольствием пришел и потрудился, да вот не выходит – работа у меня сейчас ненормированная, многие спортивные мероприятия как раз в выходные дни проводятся. А так, если выпадает немного свободного времени, стараюсь в храм зайти, чтобы хоть несколько минут на службе постоять. Без Бога и без молитвы никуда. Сколько раз такое было, что помолишься за какое-то дело, которое сам точно сделать не сможешь, и всё получается как надо».
* * *
Отец Иоанн, говоря об Игоре Белодедове, тоже немногословен: «Это настоящий друг, честный, преданный человек. Про него я могу сказать, что я бы с ним в разведку пошел. У него душа христианина, хоть он и говорит, что нечасто молится и нечасто причащается (и это правда, я бы желал ему почаще к нам приходить). Конечно, он, как и всякий человек (особенно работающий во власти), в той или иной прелести находится, но прелесть его не столь значительна, и он старается с этим бороться. Игорь – добросовестный человек, который на себя смотрит по-христиански правильно, честно».